Публицистика
Русское Небо[]
[]
Публицистика
 

Дон ФИДЕР

КОГДА ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ ЭТНИЧЕСКИМИ ЧИСТКАМИ

"Бостон геральд", 14 июля 1999 г.

Когда этнические чистки перестают считаться таковыми? Когда в роли жертвы оказываются сербы. Сколько из двухсот тысяч косовских сербов осталось сегодня в этом краю? По крайней мере шестьдесят тысяч уже покинуло его… Ежедневно мы узнаем о все новых и новых зверствах. По сообщению группы контроля за соблюдением прав человека, расследования в Ораховаце, Призрене и Пече подтвердили участие боевиков ОАК в пяти убийствах, четырех похищениях, одном изнасиловании и двенадцати избиениях.

Со времен боснийской войны образ сербского народа настолько демонизирован, что общественное мнение на Западе готово поверить чему угодно. Более того, никого больше не тревожит судьба даже самых беззащитных сербов.

Пропаганда НАТО изображала сербов в образе этаких славянских арийцев, которые ненавидят всех не-сербов и стремятся к созданию этнически чистого государства. Им противопоставляли боевиков ОАК, которые выглядели чуть ли не американскими минитменами албанского разлива.

Но югославская реальность постоянно опровергает все эти лживые мифы.

Иван Седлак, министр национальных меньшинств Сербии, говорит, что в республике насчитывается 26 национальностей. Помимо албанцев здесь проживает более 300 тыс. венгров, есть хорваты, словены, турки, румыны и цыгане.

Всем этим народам гарантировано обучение на родном языке, государственная поддержка национальной культуры, политическое равенство. Национальные меньшинства регулярно выпускают свои газеты, имеют радиостанции, субсидируемые правительством Югославии. На региональной ассамблее Воеводины все выступления синхронно переводятся на пять языков.

Если не считать косовских албанцев, все национальные меньшинства, даже 100 тыс. албанцев, проживающих в Белграде, довольны своим местом в многоэтническом государстве.

Все это так, но я задал наивный вопрос: разве косовская каша заварилась не после отмены албанской автономии?

Как опытный адвокат, умеющий доказать свою точку зрения, собеседник взглянул на меня поверх очков. Так называемая конституция 1974 года, терпеливо объяснил он, давала Косово право накладывать вето на федеральные законы. Изменения же, внесенные в нее в 1988 году, были ратифицированы парламентами как Косово, так и Воеводины. Албанцам по-прежнему никто не воспрещал работать в судах, полиции, школах. Но вместо того, чтобы согласиться на такие изменения, они увидели в пересмотре конституции лишь повод для отказа от участия в государственных институтах и выхода из состава республики.

"Их не устраивала не только автономия 1989 г., но и положение в 1974-1988 гг. – отмечает Седлак. – Демонстрации за независимость проводились в Приштине еще в 1981 году".

С появлением и развитием ОАК эти выступления превратились в открытый терроризм. В 1998 г. албанцы убили 115 сербских полицейских. Югославия ответила силовыми мерами, которые и были использованы НАТО в качестве повода для развязывания конфликта.

Вполне естественно, что когда к власти пришла ОАК, албанцы активизировали этнические чистки, однако новым это явление не назовешь. Со времен окончания Второй мировой войны этнический баланс в Косово постепенно изменялся в пользу албанцев, а сербов давлением и террором заставляли покидать край. Настоятельница Девичского монастырь была избита албанской молодежью до потери сознания еще в 1982 г.

Все это происходило, когда власть была еще в руках сербов, сегодня же она перешла к албанцам.

Как писал корреспондент газеты "Нью-Йорк Таймс" Крис Хеджес, бывшие и нынешние командиры ОАК в начале натовской операции обвинили лидера повстанцев Хашима Тачи в том, что тот убил немало своих соратников по освободительной армии. И возникает вопрос: сколько же массовых захоронений албанцев, о которых мы слышим сегодня на каждом шагу, заполнены жертвами Тачи?

Помните Ибрагима Ругову, умеренного лидера косовских албанцев, которого западные СМИ буквально на руках носили? Почему же теперь, когда натовские бомбы даровали косовским албанцам победу, Ругова вместе со своей семьей остается в Италии? Да потому, что понимает, какая судьба ждет его в сегодняшнем Косово.

Один американский бизнесмен, грек по национальности, сказал мне в Афинах: "В Албании правительства нет, ею управляют преступные синдикаты. Эта страна стала базой для наркоторговцев и контрабандистов оружия. Теперь НАТО пытается создать нечто подобное и в Косово".

Несмотря на натовские заверения, члены ОАК оружие сдавать не спешат. И вот результат: зверства здесь стали ежедневными. Групповое изнасилование сербской монахини, убийство профессора Приштинского университета и так далее, и тому подобное…

Солдаты Тачи уверяют, что эти злодеяния совершают посторонние, переодетые в форму ОАК. И действительно, разве уважающий себя наркоделец пойдет на это?

Ну, а пока судебные чиновники НАТО бороздят Косово в поисках доказательств сербских преступлений, их союзники-албанцы яростно отторгают все новые и новые земли от страны, где проводился один из самых успешных экспериментов по сосуществованию различных культур.

***

Перевел с английского В. Орлов

 



Наверх

banner-88x31-rambler-green2.gif (949 bytes) RUS-SKY, Русское Православное сетевое Братство © 1999
webmaster@rus-sky.com