Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

       Для просмотра этого текста нужно установить шрифты, содержащие символы царской орфографии. Шрифты и инструкцию по их установке можно найти здесь.

Тайна косовской битвы —
духовное завјщанiе царя Лазаря

 

Монахиня Iоанна

        Извјстный сербскiй богословъ — епископъ Николай (Велимiровичъ, 1880—1956 гг.) привлекаетъ къ себј вниманiе оригинальностью своихъ трудовъ и считается не только въ Сербiи, но и въ другихъ православныхъ странахъ, глубокомыслящимъ богословскимъ писателемъ. Его трудъ — «Завјщанiе царя Лазаря» — прiоткрываетъ завјсу внутренняго глубокаго духовнаго смысла косовской битвы и ея значенiя не только для Сербiи, но и для всјхъ православныхъ странъ.

        Передъ нами — ХIV вјкъ. Это время тяжелой, кровавой борьбы сербовъ за свою свободу, это глубокiя разногласiя среди феодаловъ, и свјтлая личность царя Лазаря.

        Въ косовской битвј онъ гибнетъ, сербское войско разбито, уничтожено, страна въ рабствј, страна въ слезахъ и горе. Но вотъ царь узнаетъ передъ своей смертью, что битва эта является не пораженiемъ, а побјдой духа надъ плотью, истинной побјдой сербовъ, а не ихъ гибелью. Почему? вотъ объ этой тайнј, тайнј духовной, и повјствуетъ книга епископа Николая Велимiровича «Завјщанiе царя Лазаря».

        Царь Лазарь, поддерживаемый турецкимъ солдатомъ, умираетъ стоя. Онъ молитъ Бога отвјтить на вопросъ, который мучитъ его: «Я грјшенъ, и я умираю, но почему мой народъ, мои воины осуждены на эту муку, на эти страданiя?» И здјсь, въ этотъ моментъ царь вспоминаетъ, что когда-то онъ сдјлалъ выборъ между царствомъ земнымъ и Царствомъ Небеснымъ. И выбралъ тогда — Царство Небесное. Можетъ быть, выборъ его былъ неправильнымъ, и онъ погубилъ свой народъ, заставивъ его страдать. Эта мысль терзала умирающаго царя. Можетъ быть, это его рјшенiе и стало главной причиной пораженiя Сербiи, гибелью народа, гибелью его самыхъ близкихъ друзей. Итакъ, царь Лазарь находится передъ необъяснимой тайной страданiй, неразрјшимой тайной, недоступной уму человјческому. И вотъ эту тайну, ея внутреннiй, глубокiй смыслъ и долженъ раскрыть ему посланный Богомъ ангелъ.

        Но въ связи съ этимъ хорошо привести сначала слова архiепископа Ѕеодора (Поздјевскаго) изъ его статьи «Къ вопросу о страданiяхъ». Онъ пишетъ: «Зло и страданiя есть состоянiе искаженнаго порядка жизни, и виновникъ этого искаженiя въ земной жизни самъ человјкъ; при этомъ понятiе зла и страданiй вовсе не однозначущи: зло — понятiе чисто моральное, а страданiя сами по себј — внј области понятiй добра и зла въ зависимости отъ воли человјка. Проблема зла и страданiй есть вјковая проблема человјка. Вся исторiя человјчества — это "плачъ и стонъ и горе". Смерть во времени ставитъ вопросъ о смыслј жизни человјка. Смерть можетъ обезсмыслить, но надо найти внутреннiй духовный смыслъ страданiй и смерти.

        Часто страданiя, болјзни посылаются не какъ наказанiе, а для вразумленiя по милости Божiей. Понявъ такой смыслъ страданiй человјкъ сможетъ тогда и радостно воспрiять смерть. Въ страданiяхъ человјкъ только можетъ отрываться отъ временной жизни и обращаться къ Богу. Но проникнуть въ глубокiй смыслъ страданiй человјкъ не можетъ, опираясь только на свой умъ».

        Человјку, глубоко вјрующему, какимъ былъ царь Лазарь, дано было Господомъ проникнуть и познать эту тайну бытiя. И этотъ тайный внутреннiй смыслъ страданiй и смерти раскрываетъ ему посланный Богомъ ангелъ.

        Въ тотъ моментъ, когда душевная боль царя была настолько глубока, что онъ уже пересталъ чувствовать боль физическихъ страданiй, его внезапно озарилъ яркiй свјтъ и передъ нимъ предсталъ ангелъ и еще кто-то въ сiяющей одеждј. (Это былъ пророкъ Амосъ — святой «славы» царя Лазаря, т. е. его небесный покровитель — м. I.).

        Ангелъ обратился къ нему со слјдующими словами: «Не печалься, царь Лазарь. Я посланецъ Божiй. Я посланъ къ тебј отвјтить на всј вопросы, терзающiе твою душу. Не страдай, думая, что ты сдјлалъ неправильный выборъ. Твой выборъ былъ истинно правильнымъ.

        Истинны и мудры твои слова: «Земное царство длится только краткое мгновенiе, Небесное же Царство — вјчно».

        Взгляни на окружающiй тебя просторъ. Онъ только часть, малая — Царства Небеснаго. Людскiе физическiе глаза не въ силахъ проникнуть во все его величiе. Только духовный взоръ можетъ лицезрјть его красоту, скрытую отъ физическихъ очей. Каждому сердцу, горящему любовью, отвјтъ приходитъ съ Небесъ, каждому существу, прославляющему Бога, Онъ открываетъ Себя въ Своей милости. О, это Царство духовное, оно непреходящее, вјчное и божественное. Истина, любовь, радость вдохновляютъ это духовное Царство.

        Ты можешь видјть его только своими духовными очами. Только духовные очи проникаютъ въ сферы, недоступныя земнымъ глазамъ.

        Истинные учителя не ошибаются, называя тјло тюрьмой, а отдјленiе души отъ тјла (т. е. смерть) — свободой.

        Потому люди и раздјляются на двј группы. Первая видитъ мiръ земными глазами и думаетъ, что это и есть дјйствительность. Но бјдные, жалкiе, какъ они ошибаются! Они слјпы и живутъ въ полнјйшей темнотј незнанiя, затемнјнныя тјнями созданныхъ предметовъ.

        Вторая группа старается проникнуть въ глубину вещей своимъ разумомъ, такiе люди могутъ познавать только тайну вещей и существъ, не проникая въ глубину истины.

        Но есть и третья группа — это люди, которые не довјряютъ ни глазамъ своимъ, ни уму, но съ дјтской простотой воспринимаютъ Божественное откровенiе, и оно возбуждаетъ въ ихъ душј стремленiе къ Царству Небесному. И тогда имъ (послј глубокихъ молитвъ) открывается истинный путь къ Царству Небесному. Среди нихъ находятся прославленныя земли твоей и святой пророкъ Амосъ (твой небесный покровитель). И ты, славный царь, причисленъ къ лику этихъ, прославленныхъ своей любовью къ Богу, святыхъ твоей земли».

        А вокругъ царя Лазаря страшное поле битвы, и безмолвно тамъ, на этомъ кровавомъ полј. Спятъ бойцы непробуднымъ сномъ. Только воронье принялось за свою добычу. Они спорятъ и дерутся крыльями и кровавыми клювами.

        Царь Лазарь страдаетъ. Убиты многiе, убиты его самые любимые вожди.

        Разбита, вјдь, вся сербская армiя. И вотъ онъ снова обращается къ Ангелу со словами: «О чемъ надо просить у Господа передъ смертью?»

        Ангелъ отвјчаетъ: «Въ концј земной жизни, также какъ и на всякомъ жизненномъ шагу, надо просить у Господа о прощенiи грјховъ и о полученiи благодати. Духъ Божiй не входитъ въ домъ, занятый нечистой силой. А поэтому эту храмину надо очистить. Должно произойти полное преображенiе личности. Объ этомъ мало извјстно, но ты, славный князь, долженъ познать это. За грјхи Создатель отнялъ у павшаго человјка Святого Духа, и человјкъ остался со своей душой со своимъ земнымъ духомъ».

        Исторiя славянскаго народа одна изъ самыхъ мучительныхъ исторiй: непрерывная борьба съ турками, турецкое жестокое иго, рабское состоянiе народа, борьба за свободу, и вотъ наконецъ гибель армiи. Какъ найти отвјтъ всјмъ этимъ страданiямъ?

        Проникнуть въ глубину этой тайны, осмыслить, примириться со страданiями и воспринять ихъ какъ подвигъ нравственнаго возрожденiя, въ чувствј свободной любви къ Богу, и получить прощенiе грјховъ и благодать, и войти въ вјчное Царство Небесное — въ этомъ и заключалось предсмертное боренiе царя Лазаря. На эти вопросы, не только Лазаря, но и всего человјчества, отвјчаетъ ангелъ.

        Но передъ тјмъ какъ дать отвјтъ ангела, интересно привести по этому вопросу мысли архiепископа Ѕеодора, изъ упоминавшагося выше труда. Владыка Ѕеодоръ пишетъ: «Главное зло въ жизни падшаго человјка въ томъ и состоитъ, что онъ внутри себя носитъ постоянный разладъ и вражду; ибо духъ человјка, отрјшенный его собственной волей отъ Бога, все же томится и жаждетъ богоподобной жизни, но воля человјка не только свела его съ высоты богоподобiя, но и придала господствующее значенiе тјлеснымъ потребностямъ человјка».

        И дјйствительно, въ жизни падшаго человјка чувственность и служенiе ей заявляли себя на протяженiи всей мiровой исторiи.

        Зло, въ смыслј грјха, какъ уклоненiе отъ Бога, получило два направленiя и выражалось всегда, съ одной стороны, — въ развитiи духовной гордости, съ другой — въ развитiи чувственности... И потому страданiя и слезы нужны человјку, ибо они смягчаютъ его гордость и ослабляютъ чувственность.

        Безъ слезъ, страданiй, болјзней и безъ смерти въ человјкј можно было бы увидјть такое жалкое и страшное существо, образъ которого трудно себј и представить.

        Въ этомъ и заключалась мысль ангела, которую онъ старался разъяснить царю Лазарю.

        Онъ говоритъ: «Почему страна твоя пала? Потому что она состарилась».

        Видя недоумјнiе царя, ангелъ объясняетъ, что старость эта — не физическое состоянiе, а духовное (собственно, не старость, а духовный параличъ). Ядъ грјха отравилъ и состарилъ сербскую знать, и этотъ ядъ сталъ проникать и въ народъ и отравлять его душу. Только сильная буря могла бы разнести этотъ злой, тлетворный духъ яда и спасти народъ отъ угрожающей ему гибели. И вотъ для того, чтобы спасти страну свою духовно (отъ грјха), ее должно было низвергнуть. «Не грусти, царь, — продолжаетъ Ангелъ, — твой выборъ былъ правиленъ и согласенъ съ волей Божiей. Ясно, что и Самъ Христосъ и Его ангелы, хотя и утверждали страданiя жизни, но придавали имъ какой-то особый высшiй смыслъ и этимъ заставляли человјка находить въ нихъ какую-то высшую правду; въ этихъ страданiяхъ искать пути къ лучшей жизни». Этотъ внутреннiй и высшiй смыслъ страданiй и долженъ былъ понять царь Лазарь. Эти страданiя должны были быть восприняты имъ, какъ добровольный подвигъ, взятый имъ и его народомъ, какъ подвигъ любви къ высшимъ началамъ жизни.

        Мiръ этой любви принять не можетъ, ибо любитъ только себя любовью плоти и сластолюбiя.

        «Нјтъ, царь, нјтъ, — говоритъ ангелъ, ты не ошибся въ своемъ выборј, а поэтому ты получишь двойной вјнецъ, и небесный, и земной. Ты правильно сдјлалъ свой выборъ, но ты грјшишь, сомнјваясь въ этомъ».

        «Но какимъ образомъ мой выборъ Царства Небеснаго, — спрашиваетъ царь, — принесетъ пользу моему народу?»

        «Твой выборъ Царства Небеснаго несомнјнно дастъ немеркнущую пользу твоему народу. Онъ очиститъ ихъ умъ, сердце и волю. Онъ преобразуетъ ихъ души въ сiяющее зеркало, въ которомъ отразится вјчная жизнь. Царство Небесное войдетъ въ нихъ и сдјлаетъ ихъ достойными Себя. Ихъ умъ очистится отъ нечистоты, и сердца станутъ достойными благодати. "Во свјтј Твоемъ узримъ Свјтъ".

        Когда-то человјческая душа была освјщена Святымъ Духомъ. Но она потеряла Его. И человјкъ потерялъ душевный миръ. А человјкъ, который отвергъ земное царство, познаетъ уже все въ иномъ свјтј, въ свјтј Божественномъ. Итакъ выбравъ Царство Небесное, ты приблизилъ свой народъ къ Богу. Ты поручилъ его Великому Врачу и Цјлителю душъ человјческихъ. И горькими лјкарствами Онъ очиститъ сердце твоего народа, вселитъ въ него Духа Святого. И такимъ образомъ, умъ народа твоего очистится, исполнится Божественнымъ Духомъ и вознесется къ Небесамъ. И въ мысляхъ твоего народа отразится безконечный умъ Того, Кто есть Умъ Божественный. Яркiй свјтъ солнца — темнота въ сравненiи со свјтомъ Вјчнаго Разума. Онъ ведетъ и творитъ все. Безъ Него нјтъ истиннаго ума, истиннаго разума».

        «Мысли смертныхъ людей ограничены, — сказалъ умирающiй щрь. — И свјча души нашей бросаетъ свјтъ свой недалеко. И не сердись, посланецъ Неба, если я спрошу тебя, почему Господь попустилъ погибнуть тремъ моимъ лучшимъ генераламъ, которые не охладјли въ любви своей къ Творцу?»

        Ангелъ отвјтилъ: «Смерть страшна только для тјхъ, кто удаленъ отъ предмета своей любви, но не для тјхъ, кто призванъ къ Тому, кого любитъ. Смерть страшна для тјхъ, кто избралъ земное царство, но радость для тјхъ, кто избралъ Царство Небесное. Гдј находится сердце человјка, тамъ и его истинная родина. Кто любитъ этотъ земной мiръ и все, что въ немъ, у того сердце нездоровое, и онъ не позналъ истинной любви. Такая земная любовь вдохновляется или духомъ плоти или, что еще хуже, духомъ ада. Только то сердце, которое горитъ любовью къ Творцу, является истинно здоровымъ. Только такая любовь достойна своего названiя.

        Вся остальная, то есть та, которую называютъ на землј любовью, не есть истинная любовь, а земное чувство (чувственность) къ плоти, вещамъ, исчезающимъ звукамъ, измјняющимся вкусамъ, другими словами — чувство къ мелькающимъ тјнямъ. Поэтому, когда Господь посылаетъ смерть къ тјмъ, кто Его любятъ, Онъ посылаетъ ее изъ пламени Своей любви, чтобы освободить ихъ отъ безконечнаго разстоянiя и приблизить къ Себј. Когда же Онъ посылаетъ смерть тјмъ, кто сталъ частью матерiи, и не испыталъ Божественной любви, Онъ посылаетъ ее имъ, какъ возмездiе за ихъ грјхи и отсылаетъ ихъ на безконечное разстоянiе отъ Себя.

        Сердце человјка создано для любви Божественной. Это храмъ, маленькiй, но самый чудесный на землј, въ которомъ Духъ Божественной любви стремится поселиться. Но, увы, душа человјческая раздјлилась и стала любить матерiю, и потому сдјлалась грустной, слабой и старой и заслужила смерть. А потому и всј потомки Адама, выбравшiе царство земное, стали смертными. Ихъ сердца опустошились, исчезла въ нихъ Небесная любовь, и наполнились они непрiязненными, проходящими чувствами. Небеса потеряли для нихъ реальность, и только слабая память о небесномъ сохранилась, которая стала все больше и больше блекнуть и съ годами исчезать. А люди стали все больше и больше стремиться къ матерiальнымъ благамъ. Ихъ сердца стали закрываться для духовныхъ чувствъ, и стали наполняться разными страстями: завистью, ненавистью, злорадствомъ, чувственностью, страхомъ за свою плоть, страхомъ смерти, эгоизмомъ и жадностью. Мiръ сдјлался ихъ страшнымъ тираномъ.

        И вотъ этотъ ядовитый дымъ Адама началъ отравлять сердца твоего народа. Надо было найти средство спасти его отъ гибели. Такъ какъ ни примјръ святыхъ твоего народа, ни проповјди священниковъ не приносили пользы, никакого положительнаго результата, поэтому была попущена Провидјнiемъ эта страшная смерть, это убiйство твоихъ благородныхъ генераловъ, наконецъ, и твоя смерть. Потомъ настанетъ время глубокаго покаянiя, молчанiя и страданiй. И такъ, шагъ за шагомъ, сердца людей должны будутъ оторваться отъ этого мiра и вернуться къ Небу. Сердца ихъ должны освободиться отъ адскаго дыма и наполниться истиннымъ Свјтомъ.

        Вновь обратимся къ словамъ Преосвященнаго Ѕеодора. «Когда мы хотимъ вникнуть глубже въ смыслъ словъ Св. Писанiя, — говоритъ Владыка, — то эти попытки часто остаются совершенно напрасными; какъ бы какое-то покрывало мјшаетъ намъ чистыми очами уразумјть сокровенный смыслъ Писанiя. А это, конечно, потому, что законъ Божiй духовенъ, а человјкъ плотянъ, проданъ грјху, и никогда человјкъ, живущiй по закону плоти, не сможетъ уразумјть законы духовной жизни, жизни богоподобной, ибо, чтобы знать эти законы и постигать тайны этой духовной жизни, нужно приблизиться къ нимъ въ самой жизни и опытно познать ихъ. Только особые моменты духовнаго подъема и вводятъ насъ въ истинное уразумјнiе духовныхъ тайнъ, и тогда мы дјлаемся ближе къ Богу, отрјшаемся отъ мiра грјховнаго, и духомъ своимъ прiобщаемся къ высшему духовному мiру Истины» (Указ. соч.).

        Этотъ особый путь приближенiя къ мiру духовному и указалъ царю Лазарю ангелъ. Путь этотъ — путь принятiя добровольныхъ страданiй, путь терпјнiя мукъ и горестей, ради Христа.

        Много потребуется труда и усилiй, поучаетъ ангелъ, много борьбы съ тјми грјховными настроенiями, которыя какъ бы цјпями сковали нашу душу и ослјпили умъ и сердце. Этими словами ангелъ просвјтилъ душу Лазаря и внесъ въ нее вјру и надежду, что рјшенiе его было правильно и угодно Богу.

        «Законъ жизни человјческой, это законъ любви», — продолжаетъ ангелъ. Ключъ къ духовному сокровищу, заключенному въ словј Божiемъ, одинъ: нравственная чистота и святость, вотъ почему и слово Божiе, содержащее въ себј всј тайны Богопознанiя, нужно изучать не столько умомъ, сколько чистымъ сердцемъ, способнымъ видјть Самого Бога. Тайна Богословiя познается только любовью».

        Но вотъ, еще одинъ вопросъ мучаетъ царя Лазаря: «Не погубитъ ли рабство то чувство внутренней свободы, которое присуще моему народу? И всј ихъ таланты и способности не изсякнутъ ли подъ тяжестью рабства?»

        Ангелъ отвјтилъ: «Твои слова, царь, говорятъ о томъ, что ты все еще находишься въ цјпяхъ плоти. На Небесахъ же дјла человјческiя оцјниваются только тјми мотивами, которыми руководится человјкъ. Все остальное: города, дворцы, механизмы — являются пустотой безъ всякой цјнности. Огромные города — это все та же пыль дорогъ, дымъ исчезающiй. Маленькая жалкая пчелка можетъ усмјхаться, глядя на ваши огромныя башни и имперiи. И вотъ какъ объяснить птицј, сјдящей въ клјткј, этотъ внутреннiй, глубокiй смыслъ свободы свободной птицы? Тј, кто избралъ царство земное, не смогутъ понять тјхъ, кто избралъ Царство Небесное. Ихъ воля злая соединена съ волей демонической и потому имъ недоступенъ взглядъ на Царство Небесное. Входъ туда закрытъ для нихъ. И нјтъ у нихъ свободы, они рабы своей плоти и демоновъ.

        Пойми, царь, что этотъ грустный день можетъ быть днемъ поворота твоихъ людей не ко злу, но къ добру. До сихъ поръ ихъ земная воля толкала ихъ въ пропасть вјчной смерти. Начиная съ этого времени твой народъ долженъ будетъ исполнять волю чужую, и это можетъ научить ихъ исполнять волю Божiю, отучивъ ихъ отъ самомнјнiя и своеволiя.

        Они должны будутъ покориться волј жестокаго тирана, и поэтому смогутъ понять и возненавидјть свою собственную тиранiю, тиранiю своей плоти надъ своей душой. Сквозь годы и вјка, труды и горе они научатся ненавидјть эти двј злыя силы, свою собственную волю, и волю своихъ рабовладјльцевъ.

        А поэтому и будетъ народъ стремиться ввысь, къ небу, какъ дерево въ густомъ лјсу, и искать яркiй свјтъ своего Творца, ибо не владјя ничјмъ земнымъ, они съ легкостью обрящутъ Свјтъ Небесный, ибо они возненавидятъ и свою волю и волю своихъ поработителей. И тогда Божественная воля станетъ для нихъ слаще молока и меда.

        Они не смогутъ высказать это, строя города и замки, но проявятъ въ домашнемъ кругу. Ихъ творенiя — пјсни, музыка, сказанiя — будутъ исполнены любви духовной. А потому, царь, скажи Богу: "Да будетъ воля Твоя". Понять смыслъ креста и страданiй можно только, если добровольно принять и понести крестъ, посланный Богомъ. Нести крестъ — это свидјтельствовать свою любовь къ Богу своими добровольными страданiями. Крестъ является свидјтелемъ святой любви».

        Ангелъ также объясняетъ и смыслъ свободы. Что значитъ свобода? Это символъ. Слово «свобода» имјетъ много значенiй (смысловъ). Когда внјшнiй обликъ свободы мјняется въ рабство (тиранiю) одного человјка надъ другимъ и не наказывается законами страны, тогда Господь отнимаетъ свободу этой нацiи и бросаетъ ее въ «школу» рабства, для того чтобы этотъ народъ оцјнилъ и понялъ истинную свободу. Но эта истинная золотая свобода связана тјсно съ честнымъ крестомъ. Только черезъ него золотая свобода открывается людямъ. Золотая свобода — это и есть свобода истинная и неизмјнная. И только тотъ смертный человјкъ, который прiобрјтетъ такую свободу, становится дјйствительно свободнымъ, а не рабомъ плоти и страстей. Онъ тогда, дјйствительно, становится свободенъ отъ иллюзiй, плотскихъ страстей, славы, свободенъ отъ людей и демоновъ, свободенъ и отъ себя, отъ своихъ страстей. Свободенъ всегда и вездј, гдј бы онъ ни былъ, на свободј или въ рабствј. Эта драгоцјнность хранится именно въ глубинј души человјческой. Истинная свобода — это та свобода, которую не можетъ отнять у человјка ни тюрьма, ни чужая сила. Безъ этой свободы человјкъ — жалкiй рабъ, будь онъ царемъ или послјднимъ слугой. Это свобода не отъ послушанiя Богу, а это свобода — въ Богј, истинная, вјчная, радостная и золотая.

        И Церковь только тогда истинная, когда она соединяетъ Божественное и человјческое, ибо она есть богочеловјческiй организмъ. А соединенiе Божественнаго и человјческаго должно произойти свободно, а не принудительно».

        Тема зла и страданiй мучитъ вјками многихъ людей. И ангелъ добавляетъ: «Лучше прiобрјсти Царство Небесное страданiями, чјмъ царство земное зломъ. И нјтъ такого зла на землј, или въ аду, которое могло бы побјдить вјчную мудрость Небесъ».

        Послј этихъ словъ ангела, Лазарь уже не былъ больше духовно ветхимъ человјкомъ, но обновился духомъ. Его душа просвјтилась духомъ Небесъ. И хотя битва все еще бушевала вокругъ него, но въ своей душј Лазарь почувствовалъ новую, вјчную жизнь и вјчную радость. Онъ глубоко вздохнулъ и сказалъ: «Аминь».

        Итакъ, въ косовской битвј царемъ Лазаремъ все было пожертвовано Христу, а потому и является этотъ день его побјдой, побјдой духа надъ плотью. Христосъ сказалъ: «Кто потеряетъ ради Меня жизнь, тотъ найдетъ ее».

        Сербы говорятъ: «За Крст Часни и Слободу Златну» (за честной крестъ и золотую свободу — м.I.), за нее и погибали сербскiе воины на косовскомъ полј, и свјтлыя ихъ души уносили ангелы на небеса. Въ заключенiи умјстно привести слова русскаго писателя Н. В. Гоголя: «Вспомни: призваны мы въ мiръ вовсе не для праздниковъ и пированiй. На битву мы сюда призваны; праздновать же побјду будемъ тамъ».

1998 г.


Дополненiе:

Письмо епископа Николая Велимiровича русскому воину,
оплакивающему свою распятую отчизну

        Утјшься, братъ дорогой. Христосъ Воскресе!

        И мы плачемъ вмјстј съ тобой, утјшься! Не спрашивай, почему Богъ предалъ Россiю мукамъ. Написано: «кого Господь любитъ, того и наказываетъ». И бьетъ.

        Бьетъ его въ царствј земномъ, для того, чтобы прославить его въ Царствј Небесномъ. Бьетъ его для того, чтобы не прилјпился бы онъ къ гнили земной, къ идоламъ мiра, къ лживой человјческой силј, къ славј, къ проходящимъ тјнямъ и къ болјзненнымъ соблазнамъ.

        Безъ этихъ великихъ мукъ Православiе не смогло бы пронести Божественную Истину черезъ всј рвы и пропасти вјковъ и вјковъ; а вотъ такъ, оно прошло свой долгiй путь, сохраняя истину и святость въ совершенной чистотј. Безъ страданiй Православная вјра не сохранилась бы въ чистотј и ста лјтъ. Въ теченiи двухъ тысячелјтiй отъ Рождества Христова не было времени, когда бы она не подвергалась гоненiямъ, ударамъ, огню, страху и ужасу. Этого еретики не понимаютъ и никогда не поймутъ. Ни одинъ народъ, который избралъ своимъ идеаломъ царство земное, не пойметъ, что же теперь происходитъ съ Россiей. Только прозорливцы, которые познали безсмертное царство Христово, могутъ это понять, какъ дјйствительность. Но прозорливость это часто дочь страданiй.

        Утјшься, братъ дорогой. Не ропщи на безбожниковъ. Не все ли равно кто они? Монголы или современные идолопоклонники. Они всј поклоняются матерiи, какъ божеству, индустрiи, государству, какъ божеству. Не забывай, что угнетатели это сейчасъ самые несчастные люди на русской землј, а не угнетенные. Пожалјй ихъ, а не осуждай. Они и такъ скоро засохнутъ, засохнутъ, какъ трава и одинъ за другимъ будутъ терять власть и исчезать изъ памяти человјческой. И не получатъ они ничего, кромј проклятiй, ибо имъ уже было заплачено здјсь на землј! А потому, не плачь, а радуйся. Наступила великая жатва русской души. Радуйся: Христосъ Воскресе!

(Письмо написано въ 1930-е годы, въ Сербiи)


Перепечатано из «Православной Жизни» № 7 (583), 1998 года
Свято-Троицкий Монастырь в Джорданвилле
Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY 13361; E-mail: orthrus@telenet.net
P.O.Box 36, Jordanville, NY 13361-0036, USA
© Holy Trinity Monastery 1998


На заглавную страницу