Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Глава XIV

ПРОДЕРЖАВ Св. Александра в Орде, Батый не решил вопроса о разделе русских княжений. Он послал Св. Александра и Андрея, как послал прежде их отца, в Каракорум, на поклон к Великому Хану.

       Перед русскими князьями лежал длинный, уже пройденный Ярославом путь. Этот путь вёл через Урал, через Киргизские степи, земли бессерменов (Хиву), через горные перевалы в Каракитай и через плоскогорья Монголии к преддвериям Китая в Каракорум. Князья ехали с татарским конвоем по проложенным татарами дорогам, меняя лошадей на станциях-ямах.

       Летопись ничего не сообщает об этом путешествии. Она только упоминает: «Ходи Св. Александр в Канович». Для летописца, остававшегося на Руси, и далёкий азиатский путь, и ханская ставка со всей её жизнью оставались далёкими и неведомыми. Нам неизвестны подробности пути и пребывания Св. Александра в Каракоруме. Но, по описаниям свидетелей, посещавших Орду в те времена, можно восстановить её жизнь и обстановку, которую увидел и в которой как-то действовал Св. Александр, добиваясь ярлыка на княжение.

       На равнинах Европы каждое столетие глубоко меняет весь внешний облик местности. Но в тех местах, через которые проходил Св. Александр, лицо земли не изменилось за семь столетий. Путь Св. Александра к Каракоруму был совершенно таким же, как и путь современного исследователя, проникающего в преддверия Тибета.

       Этот длинный путь через иссечённые хребты гор, плоскогорья и перевалы, в условиях обычного путешествия через Среднюю Азию, т. е. верхом, с ночёвками у костра на разостланном войлоке, с редкими встречами на пути, длился много месяцев, пока Св. Александр и Андрей с их конвоем и спутниками не достигли ханской ставки (*).

       Каракорум во время его посещения Св. Александром менялся, как и само татарское царство. Из кочевого племени возникала империя. Поэтому и в ставке, среди первобытного кочевья, с табунами пасущихся лошадей и с толпой кочевников в грязных одеждах и войлочных шляпах, уже вырастал город. Татарское царство коснулось Китая на востоке, древней арабской культуры на западе, Индии на юге, и все эти культуры начинали менять облик монгольских кочевников.

       Между юрт воздвигался настоящий город, окружённый земляными валами. Из своих походов ханы привозили комедиантов, художников, мастеровых и ремесленников. Эти мастера и художники работали над убранством Каракорума.

       Среди них были и русские. Плано Карпини встретил в Орде молодого русского пленника — Козьму «хитреца», умевшего ковать золото. Он видел у него сделанный им ханский престол и ханскую печать. Рубриквис встретил в Орде другого пленника — зодчего.

       Послы и иноземные купцы вкрапливались в татарскую толпу. Их лавки постепенно проникали в воздвигавшийся из кочевья Каракорум.

       «Там две большие улицы,— пишет Рубриквис,— одна из которых называется Сарацинской; на той улице идёт торг и ярмарка. Много иностранных торговцев ездят по ней, потому что на ней стоит дворец, а также большое количество разных посольств, прибывающих из разных стран. Другая улица зовётся китайской, и на ней живут ремесленники. Кроме этих двух улиц есть палаты, где живут секретари хана, (город) окружают земляные валы с четырьмя воротами.

       У восточных ворот торгуют просом и другими сортами зерна, которого там очень немного. У западных — торгуют баранами и козами. У южных — быками и повозками, и у северных — конями» (1).

       В Каракоруме было двенадцать храмов идолопоклонников разных сект и наций, две мусульманские мечети и христианская церковь.

       В самом центре города находилось жилище Хагана. Ханский дворец был построен через несколько лет после приезда Св. Александра. При нём это был светло-пурпуровый шатёр на столбах, украшенных золотыми листьями, за расписной деревянной оградой. «Мы нашли там светло-пурпуровый шатёр,— говорит Плано Карпини,— настолько большой, что в нём могло поместиться более двух тысяч человек. Вокруг шла балюстрада, наполненная различными картинами и статуями» (2).

       Влияние Китая, Индии и ховзаремских городов больше всего сказалось на самом Хагане и его приближённых. Это уже не были простые кочевые князья, одно поколение тому назад жившие в юртах, как и их подданные. В их жизнь вошла роскошь азиатских владетелей.

       Хаган жил в этом шатре, отделённый от народа целой лестницей придворных, секретарей и чиновников.

       «В палисаде у шатра было двое ворот, через одни из которых входил сам император, даже без телохранителей, так что ворота эти оставались всё время закрытыми, и никто не осмеливался входить в них, а входили в другие, где стояли телохранители с мечами, луками, стрелами. Если же подходил к воротам кто-либо из простых, то его били, или даже стреляли» (Плано Карпини).

       «В заборе у шатра было двое больших ворот, через одни из которых входил сам Хаган. Там не стояла стража, хотя ворота эти оставались всё время открытыми, ибо никто из входящих не осмеливался пройти через них, но входил в другие, где стояли телохранители с луками и стрелами. Если кто-нибудь приближался к шатру ближе положенных пределов, его били или даже метали в него стрелами» (Плано Карпини) (3).

       Таким был, по описаниям очевидцев, внешний вид Каракорума ко времени приезда туда Св. Александра.

       Во внутренней жизни ханской ставки при нём происходили смуты и приготовления к выборам нового хана.

       Гаюк умер в 1247 году, пробыв великим ханом лишь один год. При нём возобновились завоевания. За один год были произведены набеги на Моссул, Диабекир и Грузию. Подготовлялся новый великий поход на запад, для завоевания Европы.

       Неизвестно, застал ли Св. Александр в живых Гаюка и видел ли его. Но, во всяком случае, он был свидетелем длительных смут и приготовлений к новому Великому Курултаю.

       Ордою временно правила вдова Гаюка. Это правление длилось несколько лет. Громадные расстояния, разделявшие отдельных ханов, мешали им быстро собраться в Каракорум. Помимо этого, благодаря отсутствию определённого закона, устанавливавшего права на занятие престола, между несколькими линиями Чингизидов начались распри.

       Спор шёл между старшей линией Огодаевичей, из которой происходил умерший Гаюк, и младшей — Тулуевичей. Сыновья Тулуя были даровитей и энергичней своих противников. Старшим из них, которого и выдвигали претендентом на престол, был Менгу. В нём более всех других ханов сказались черты его деда — Чингис Хана. Он был сумрачен и неразговорчив, не любил пиров и роскоши, предпочитал войну, охоту и прежнюю первобытную простоту жизни. У Менгу были сильные сторонники, среди них Батый, с ордою которого Менгу приходил в 1238 году на Русь, и воевода Мангусар, главный советник умершего Гаюка и великий Судья Татарского Царства. Борьба становилась ожесточённой. Один из сторонников Огодаевичей, князь Ширанон, составил заговор против Менгу. Заговор этот был раскрыт и около семидесяти заговорщиков казнено на площади Каракорума.

       Смуты продолжались почти 5 лет, до 1251 года, когда Великий Курултай провозгласил Менгу Великим Ханом.

       Св. Александр уехал из Орды до этого Курултая. Но все смуты в Орде происходили при нём. Это междуцарствие надолго, по крайней мере на год, задержало его и Андрея в Каракоруме. При всей системе татарского управления для получения ярлыка нужно было пройти через много ступеней, всюду богато одаряя чиновников и писцов. Смуты в орде поглощали всё внимание татарских ханов и воевод и делали для них неважным дело разделения княжеств на далёкой окраине.

       Наконец, русские князья добились решения. Св. Александр получил ярлык на Великое Княжество Киевское, а Андрей на Великое Княжество Владимирское. После этого они были отпущены на Русь.

       В Орде Св. Александр воочию увидел мощь татар, единое царство которых, несмотря на внутренние распри, простиралось от Тихого океана до границ Европы. Из Каракорума задумывались и осуществлялись походы, которые опоясывали полмира. В татарском царстве ещё жили здоровье и сила кочевого народа, только что пробудившегося к жизни. Об этом свидетельствовали и стремительность завоеваний, и быстрота заимствований, и несомненный культурный рост, менявший весь облик татар.

       Св. Александр избрал путь подчинения татарам ещё до поездки в Каракорум. Но несомненно, что живое лицезрение татарской силы утвердило его на этом пути. Поэтому пребывание в ставке во многом предопределило всю его дальнейшую деятельность по отношению к татарам.

———

Примечания:

       (*)  «Невозможно передать,— свидетельствует Рубриквис,— сколько мы страдали во время пути от голода, жажды, холода и усталости». Обратно

       (1)  Voyage remarquable de Gullaume do Rubriquis, envoye en Ambassade par le roi Louis IX, en differentes parties de L'Orient: principalement en Tartarie et en Chine. La Haye, 1735, стр. 106. Обратно

       (2)  Плано Карпини, «Voyages tres curieux...», стр. 10, 11. Обратно

       (3)  Ibid, стр. 12. Обратно

 

Глава XIII     Содержание     Глава XV


Пo книге Н. А. Клепнина Святой и Благоверный Великий Князь АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, Москва, «СТРИЖЕВ» 1993 г. (Напечатано по тексту «YMCA PRESS», Париж, 1927 г.)

На заглавную страницу