Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Глава XII

ПОХОДОМ на Литву в 1246 году кончается первый период жизни Св. Александра. До этих пор он был обращён лицом на Запад. Перед ним небольшое пространство русской земли с её пограничными городами, литовские, ливонские и шведские леса. Он исходил это пространство со своей дружиной, бросаясь с севера на юг, от Невы к Торопцу. В этом периоде его жизни — стеснённость, отстаивание крепкое и упорное каждой пяди своей земли. До этого времени ничего не известно об отношении Св. Александра к татарам. Новгород был защищён от них Суздальской землёй. Пока был жив его отец, Св. Александр был избавлен от необходимости вести общерусскую политику по отношению к татарам. Но со смертью Ярослава это положение изменилось. Судьба поставила перед ним вопрос того или иного отношения к ханам, как прежде поставила задачу защиты новгородских областей.

       После литовского похода, с 1246 г. он оборачивается лицом на восток к азиатским просторам. И это обращение от запада к востоку, от Европы к Азии, меняет всю его жизнь, открывает иного врага, иные пути и иные горизонты.

       По разделу ханских владений покорённая Русь вошла в улус Батыя, кочевавшего со своей ордой в приазовских и поволжских степях.

       При большой самостоятельности отдельные улусы татарского царства подчинялись верховной власти великого хана, жившего в Каракоруме. Дух Чингисхана продолжал ещё жить в его потомках, проявляясь в сплочённости и сосредоточенности власти при огромной разбросанности и разнообразии улусов. Раздавая русским князьям ярлыки на княжение, Батый посылал некоторых из них на поклон к Хагану, словно указывая этим на их зависимость от высшей власти.

       Великий князь Ярослав Всеволодович, отец Св. Александра, приехав к Батыю, подвергся этой участи. С небольшим отрядом он совершил длинный путь в глубины Азии. Многие из его спутников умерли по дороге в степях от жажды и истощения.

       Приезд Ярослава в Орду и последовавшая за ним перемена в жизни Св. Александра совпали с переменами в самом татарском царстве.

       Когда Ярослав приехал в Орду, хан Огодай уже умер, и до выборов нового хана царством в течение пяти лет правила любимая жена умершего — Туракиня. При Ярославе произошло избрание нового хана. Бывший одновременно с Ярославом в Орде Плано Карпини, упоминающий и его имя среди других ханов и князей, оставил описание Великого Курултая, свидетелем которого пришлось быть русскому князю.

       К этому времени в Орду собрались ханы и князья монгольских орд и улусов, которым надлежало избрать Хагана из числа потомков Чингис Хана.

       «Мы нашли там светло-пурпуровый шатёр,— пишет Плано Карпини,— настолько большой, что в него, по нашему мнению, могло поместиться более двух тысяч человек. Находясь там с сопровождавшими нас татарами, мы видели большое собрание ханов и князей, которые сошлись сюда со всех сторон со своими племенами и стояли конно кругом на соседних холмах. В первый день они были одеты в светлый пурпур, во второй день в красный — Гаюк пришёл тогда в шатёр. В третий день они были в лиловом, на четвёртый в малиновом... Все ханы и князья были под шатром, где они беседовали и обсуждали избрание Великого Хана. Остальной народ находился за оградой, ожидая, что будет решено» (1).

       О выборе хана велись долгие споры. Отдельные ветви Чингизидов не могли столковаться, каждая выдвигая своего претендента. Наконец, под давлением Туракини выбор пал на сына умершего хана — Гаюка.

       25-го августа 1246 года огромные толпы сошлись к ханскому шатру. При чтении молитв они кланялись по направлению могилы Чингис Хана. Князья и ханы, войдя в шатёр, посадили Гаюка на золотой стол, положили перед ним меч и пали на колени, говоря: «Мы хотим, мы просим, мы требуем, чтобы ты принял власть над всеми нами». Толпы, стоявшие вокруг шатра и далеко за шатром на равнине, также пали на колени.

       — Если вы хотите, чтобы я владел вами,— сказал Гаюк,— то готов ли каждый из вас исполнять то, что я ему прикажу, приходить, когда позову, идти, куда пошлю, убивать, кого велю?

       Стоявшие на коленях отвечали согласием.

       — Если так,— сказал Гаюк,— то впредь слово уст моих, да будет мечом моим (2).

       Тогда присутствующие посадили Гаюка и его жену на войлок и, подняв вверх, громкими криками объявили Великим Ханом. Потом они принесли богатую казну умершего хана и вручили её Гаюку. Новый хан одарил из неё присутствующих.

       После пиршества, длившегося целый день, Гаюк, сидя на золотом столе, стал принимать дары покорённых народов. Послы вереницей входили в шатёр, четырёхкратно падали на колени простирались на земле перед ханом и клали перед ним свои дары. У подножия золотого ханского стола постепенно вырастала груда даров: здесь был бархат, пурпур, златотканые покрывала Ховзарема, шелка, лаковые изделия Китая, русские меха, точёная слоновая кость. В этом разнообразии и многоцветности даров был словно символ татарского царства — соединение воедино у ног хана многих народов, царств, наречий, культур и верований.

       После возведения Гаюка на престол Ярослав Всеволодович был отпущен домой. Но ему не суждено было увидеть Руси. Он скончался в степях 30-го сентября 1246 года. И Плано Карпини, и летопись утверждают, что он уехал уже больным из орды, так как был отравлен по приказу Туракини (*).

       Эта одинокая смерть в чуждых степях, далеко от Руси, глубоко поразила современников. Она наложила на Ярослава печать мученичества. «О таковых бо Писание глаголет,— говорит летописец, описывая "нужную" смерть Ярослава,— ничто-же боле ино таково пред Богом, но еже аще кто положит душу своя за други своя и за землю Русскую, и причте его Господь ко избранному своему стаду; милостив бо бяше ко всякому, и требующимь же невозбранно даяше, еже требоваху» (3).

———

Примечания:

       (*)  «В это время,— пишет Плано Карпини,— умер Ярослав, Великий Князь Суздальский. Он был позван к матери Великого Хана, причём она, воздавая ему почесть, собственноручно кормила и поила его. Вернувшись в свой шатёр, он тотчас занемог и умер на седьмой день... И все открыто говорили, что он был отравлен». Обратно

       (1)  «Voyages tres curieux etc.», стр. 10—11. Обратно

       (2)  Ibid, стр. 14; Д. Иловайский, «История России», ч. II, стр. 397. Обратно

       (3)  Полн. собр. Летоп. Том VII, стр. 156. Обратно

 

Глава XI     Содержание     Глава XIII


Пo книге Н. А. Клепнина Святой и Благоверный Великий Князь АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, Москва, «СТРИЖЕВ» 1993 г. (Напечатано по тексту «YMCA PRESS», Париж, 1927 г.)

На заглавную страницу