Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Глава IX

В 1240 году, в глухое летнее время — в самую страду полевых работ — в Новгород пришла весть о нападении с севера. Зять шведского короля Фолькунг Биргер (*) вошёл на ладьях в Неву и высадился с большой ратью в устье Ижоры, угрожая Ладоге.

       Неравная борьба началась. Враг был уже в новгородских пределах. Св. Александр Невский не имел ни времени послать к отцу за подкреплением, ни собрать людей из далеко разбросанных новгородских земель. По словам летописи, он «разогрелся сердцем» и выступил против шведского войска только со своей дружиной, владычным полком и небольшим новгородским ополчением.

       Перед выступлением он пришёл в Софийский храм, пал на колени перед алтарём и со слезами стал молиться Св. Софии, говоря: «Боже хвальный, Боже праведный, Боже великый и крепкый, Боже превечный, сътворивый небо и землю, и постави пределы языком и жити повелевый не преступаа в чюжаа части», и, услышав воспеваемый в это время псалом, сказал: «Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, приими оружие и щит, возстани в помощь мне» (1).

       Окончив молитву, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископ благословил его и отпустил с миром.

       Св. Александр, выйдя из храма, обратился к своему ополчению, укрепляя его и говоря: «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, ти спяти быша и падоша» (2).

       Потом он сел на коня и повёл свою рать из Новгорода на север: «И поиди на них во ярости мужества своего, в мале вой своих, не дожда многа вой своих, с великою силою, но упова на святую Троицу» (3).

       Идя вверх по течению Волхова, Св. Александр привёл свою рать под стены Ладоги, лежавшей на порогах Волхова, среди сосновых лесов, у берегов сумрачного Ладожского озера. Это был посад Новгорода, его оплот на севере — памятник сурового и простого новгородского зодчества в северных областях, с церковью Св. Климента и гостинными рядами, защищённый низкими стенами из круглого булыжника и плитняка, с круглыми угловыми башнями и продолговатыми щелями в стенах для метания стрел.

       Дойдя до Ладоги, Св. Александр присоединил ладожское ополчение к своей рати и через леса пошёл к Неве на шведов, стоявших станом у своих ладей при устье Ижоры.

       Сеча произошла 15-го июля, в день памяти Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира.

       Этой сече, в ночь перед ней, предшествовало чудо. Среди ижорских старейшин был некто Пелгусий — христианин, в крещении наречённый Филиппом. Среди своего языческого племени он вёл благочестивую жизнь, строго соблюдая посты. Выследив шведские станы, он пошёл со своим полком навстречу Св. Александру, чтобы поведать ему о силе и расположении врага. В ночь перед сечей он остановился у самого берега и провёл её в бдении, наблюдая за морем.

       На восходе солнца он услышал шум и увидел шедший по морю насад (**). В нём стояли в червлёных одеждах, положив друг другу руки на плечи, Свв. страстотерпцы Борис и Глеб; гребцы же в насаде сидели словно одетые мглою. Св. Борис сказал: «Брате Глебе! Вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославличю» (4).

       Пелгусий, увидев видение и слыша голос святых, стоял объятый страхом, пока насад не скрылся. Тогда он поскакал навстречу Св. Александру и, увидев его, рассказал ему с «радосными очима» о видении. Св. Александр ответил ему: «Сего не рци никому, о, друже!»

       К 11-ти часам дня солнце рассеяло лежавший на лесах туман. В это время Св. Александр ударил на шведов.

       Нападение было неожиданным. Оно застало шведов в их стане. Всё же шведы упорно оборонялись: «Бысть бой силен зело, ужасен и страшен». Бились в одиночку, среди стана и ладей. Сам Св. Александр, пробившись к Биргеру, ранил его копьём в лицо.

       Летопись упоминает имена шести новгородцев, отличившихся в сече, и описывает их подвиги.

       Гавриил Олексич, увидев шведского королевича, которого приближённые влекли из битвы к ладьям, погнался за ним и вскочил на доски сходни. Подбежавшие шведские ратники столкнули его с конём в воду. Выбравшись невредимым на берег, Олексич схватился опять со шведами и посреди их полка убил шведского воеводу и епископа.

       Другой новгородец Сбыслов Якунович рубился одним тяжёлым топором и многих удивил своею храбростью.

       Яков Половчанин, ловчий князя, рубился мечом и «мужествовах крепко, и похвали его князь».

       Новгородский воевода Миша напал на шведов с пешей дружиной и изрубил три ладьи.

       Княжий отрок Сава прорубился на коне через шведов к златоверхому шатру Биргера, стоявшему посреди стана, и подрубил столб. Шатёр рухнул к великому смятению шведов.

       Другой княжий отрок Ратмир в пешем бою был окружён целой толпой врагов и долго оборонялся от них один, пока не пал от многих ран (5).

       Житие передаёт, что ангелы пришли на помощь новгородцам, как в древнее время при нашествии Сенахериба, царя Ассирии, на Иерусалим. За Ижорой, там, где не проходило новгородское войско, были найдены тела убитых шведов, павших от ангельских мечей.

       Сеча кончилась к вечеру. Остатки шведской рати сели на ладьи и ночью ушли в море.

       По словам летописца, тела убитых шведов наполнили три ладьи и несколько больших ям, а новгородцы потеряли убитыми всего двадцать человек. Можно думать, что летописец неправильно передаёт соотношение убитых в сече, но, во всяком случае, его рассказ выражает сознание великого значения этой сечи для Новгорода и всей Руси. Натиск шведов был отражён. Слух о победе прошёл по всей стране. Новгород, объятый перед тем страхом и тревогой за исход неравной борьбы, возликовал. При звоне колоколов Св. Александр вернулся в Новгород. Архиепископ новгородский Спиридон с духовенством и толпы новгородцев вышли ему навстречу. Въехав в город, Св. Александр проехал прямо к Св. Софии, «хваля и славя Святую Троицу» за одержанную победу.

———

Примечания:

       (*)  В описаниях Невской битвы Биргер часто именуется Ярлом. Он получил этот титул лишь в 1247 г., т. е. через семь лет после битвы с русскими на Неве. Обратно

       (**)  Ладью. Обратно

       (1)  Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра (Историко-Лит. Хрестоматия В. Соколова и П. Борзаковского. Одесса, 1887 г., стр. 181). Полн. собр. Летоп. Том VII, стр. 147. Том XV, стр. 377. Обратно

       (2)  Ibid, стр. 182; стр. 147; стр. 377. Обратно

       (3)  Полн. собр. Летоп. Том VII, стр. 147. Обратно

       (4)  Ibid, стр. 148. Обратно

       (5)  Ibid, стр. 148. Том XV, стр. 378 и 379. Обратно

 

Глава VIII     Содержание     Глава X


Пo книге Н. А. Клепнина Святой и Благоверный Великий Князь АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, Москва, «СТРИЖЕВ» 1993 г. (Напечатано по тексту «YMCA PRESS», Париж, 1927 г.)

На заглавную страницу