Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Святая благоверная
княгиня Анна Кашинская

 

Введение

О женской святости в Древней Руси

СВЯТАЯ благоверная княгиня Анна Кашинская была женой святого благоверного князя Михаила Тверского (+ 1318 г.), но была она не только историческим лицом с определенной биографией, но и одной из представительниц — и весьма яркой — того своеобразного типа женской святости, который знала и любила Древняя Русь. Имена этих святых жен сочетались с термином «благоверная княгиня» (или княжна). В агиологических исследованиях «благоверным княгиням» не уделено особого внимания, вот почему, прежде чем говорить о личности и жизни Анны, необходимы некоторые предварительные разъяснения.

       В пределах от Х до XVII в. «благоверных княгинь» упомянуто в наших списках святых около 30. Одни были канонизированы по определению Соборов: равноапостольная княгиня Ольга, благоверная княгиня Феврония Муромская и благоверная княгиня Анна Кашинская; другие занесены в наши месяцесловы постановлением епархиальных архиереев (всегда однако с разрешения главы Русской Церкви: митрополита, патриарха или Синода); третьи, как примерные благочестивые жены чтились местно в области, городе или монастыре, где находились их останки. Хотя каждая из святых или праведных жен имела свою историческую судьбу, все они являют такое множество общих психологических черт, так схожи религиозно-нравственные основы их поведения, так одинаков духовный облик, что все дает право говорить об особом агиологическом типе «благоверной княгини», существовавшем параллельно типу «святого благоверного князя». Историческая память сердца русского народа запечатлела тех и других молитвенным почитанием.

       Преобладание в древнерусском церковном прошлом имен святых княгинь (и княжон) не объяснимо одною социальною привилегированностью. Чтили не знатность, а нечто в этих знатных женах и жизнях важное и значительное; с первых же веков христианства на Руси история возложила на представительниц высшего круга древнерусского общества подвиг строгий — аристократическую ответственность за судьбу идеала христианской женственности; им предстояло хранить его среди полухристианского полуязыческого народа, служить русским сестрам образцом и примером для подражания, «стоять свечою на подсвечнике и светить всем в доме...» Не все, разумеется, с этой ответственностью справились, но, вероятно, все, хоть и неясно, а ее сознавали.

       Религиозно-эстетический канон праведной жены не утрачивал своей социальной основы очень долго: русские женщины высшего круга лишь в XVII в. перестают считать для себя обязательными те нормы поведения, которые они унаследовали от Древней Руси и начинают терять самый стиль «благоверной княгини». По смерти царя Алексея Михайловича его взрослые дочери-царевны уже не пример и образец благочестивого благонравия, а недоумение и укоризненные пересуды 1... В императорской России, в эпоху временщиков и фаворитов, ни императрицы, ни представительницы придворного и великосветского общества не похожи на далеких своих предшественниц и, если, как это бывает, исключения и встречаются, они ничего в быту, нравах и вкусах общества не меняют; жизнь слагается помимо и вопреки исключениям. Идеал духовной красоты христианской женственности заменила эстетика светской образованности, салонной культуры, моды и изящества.

       «Благоверность», в виде прилагательных «благоверный», «благоверная», остались лишь подробностью церковного этикета по отношению к членам императорской фамилии в церковных возглашениях, а «благоверность», как строго-благочестивая жизнь по вере христианской, благой, истинной, правой, — завет древнерусских праведниц — разлилась по лицу Русской Земли, стала внесословной и дала новые и разнообразные формы женского подвижничества: религиозное народничество 2, старообрядческое исповедничество, церковно-просветительное и благотворительное служение, странничество, старчество... Уже во время преследований старообрядчества в конце XVII в. крест верности древлеправославию подняли «раскольницы» (по терминологии той эпохи) все вместе: родовитые боярыни и скромные попадьи, богатые купчихи и бедные крестьянки... Содействовали повышенной религиозности в самом жизнеощущении и хранили православную веру и святыню Церкви в русском народе до самой революции тоже все вместе — бесчисленный сонм праведных инокинь и мирянок всех званий и состояний. Имена их малоизвестны или вовсе безвестны. Никто из них не канонизирован и в святцы не записан, и если и случалось возникнуть почитанию гробниц их или поминовению дня кончины, то без особого разрешения епархиальной власти народ чтил любимую праведницу. Эта безвестность, потаенность, уже окончательная, предваряет спрятанность в глубинах народной жизни русской святости наших дней.

       Какие религиозно-нравственные черты характеризуют древнерусских «благоверных княгинь»?

       Идеал женской духовной красоты с его глубоким благочестием, боголюбием, богобоязненностью, чистотою благонравия, благочиния, благотворения проник на Руси в женские души вместе с православной верой и христианским вероучением.

       Восприятия добра и зла, благолепия и безобразия, оценки душевных состояний и поведения усваивались женскими душами путем религиозным через веру, культ, церковное просвещение и усваивались органически, как младенец впитывает молоко матери. Что-то в жизни и душе древнерусской женщины становилось нравственнобезусловным «да» или «нет»; даже когда женская душа, по слабости или по греху, от христианского образца отклонялась, «да» и «нет» своей нравственной силы не теряли. Ни отклонение от идеала, ни его карикатура самого идеала не повреждают; женщина знала, чего ей желать следует, даже когда для себя она желать этого не могла или не хотела. Эта незыблемость, как бы предначертанность религиозно-нравственных норм создавала своеобразный, строгий, иконописный стиль древнерусских праведниц, который в истории нашей культуры суждено было запечатлеть нашим «благоверным княгиням».

       Основная черта древнерусской женской праведности — своеобразное, чисто русского склада целомудрие брака, безусловное послушание воле Божией и безответно-кроткая покорность мужу (высшая добродетель супруги), которая была мыслима только потому, что женская душа смирялась перед тайной жизни и принимала свою судьбу, счастливую или несчастную,— как некий жребий, свыше ей дарованный.

       Не девственность воспета и прославлена нашими предками в Древней Руси, а целомудренная жена, «брак честен и ложе непорочно». Одна жена одного мужа — основной стиль «русской любви». Не «прекрасная дама» наша «благоверная княгиня», на нее не падал в «прелестном» преломлении отсвет Мадонны. Волшебный туман тонкого искусства любви, оплывавший рыцарские замки на Западе, не расстилался над русским теремом. «Благоверная княгиня» — верная жена, а супружеская любовь жизненно-проста и психологически цельна, она не раздвоена, не растроена... не притязает на красоту колдовских любовных чар, она верна, тиха, милосердна, часто кротко-терпелива, обычно всепрощающа. Такая любовь запечатлена в некоторых былинах, сказаниях, в житийной литературе, в «плачах». Можно скептически относиться к этому материалу, как к отражению исторической действительности с ее установленностью исторических фактов, он все же правда поэтического реализма, правда идеальная, правда о том, что наших предков восхищало, умиляло, вдохновляло, назидало, что нравилось. Это памятники не бесспорных фактов и биографий, а религиозно-нравственных воззрений, идеалов и оценок эстетики. Чистотою целомудрия сияет в былине Настасья Микулична, жена Добрыни Никитича. Прозвищем «Грозная», она и «лицом красна и умом сверстна, русскую умела больно грамоту и четью петью горазда церковному, есть кого (богатырям) назвать матушкой, величать государыней...» На грубые слова мужа она не гневается, когда князь Владимир из-за неё губит Добрыню, она, чтобы не изменить супружеской любви, убивает себя над телом мужа. Верные жены и Василиса Микулична, супруга Данилы Денисьевича (для нее тоже смерть лучше измены), и Василиса Мануйловна, супруга Ставра-боярина, вызволившая мужа из тюрьмы.— И та же верность до смерти в сказании, завитом в «Повесть о приходе Батыевой рати на Рязань»: когда Батый вторгся в Рязанскую область, рязанский князь (Георгий Игоревич) послал сына своего Феодора к нему с дарами; Батый дары принял, но, прослышав о красоте жены Феодора, хотел ее видеть, и потребовал привести ее. Феодор в негодовании этому воспротивился — и был убит. Узнав о гибели мужа «любви ее ради и красоты», красавица Евпраксия, держа в объятиях сына, младенца Иоанна, кинулась с колокольни церкви св. Николая (по другому варианту «с высокого терема») — и убилась насмерть. Нежнейшая лирика плач Ярославны (в «Слове о Полку Игореве») — поэтическое выражение ее любви, встревоженной опасением за жизнь ее князя, ее «лады», ее любимого мужа. Кто не знает «Слова о Полку Игореве»! Кто не помнит хоть некоторых слов чудесного плача!

       «...О ветре, ветрило! чему (для чего), господине, насильно веешь? Для чего наносишь на своих легких крылах ханских стрелков на воинов моего лады? Мало ль тебе было простору в вышине под облаками веяти, лелеючи корабли на синь-море? Зачем, господине, мое веселие по ковылю развеял?..»

       И та же мелодия любви в перепевах плача Ярославны, в плачах боярынь в «Задонщине» и в плачах княгинь-вдов: кн. Ольги — по Игоре, Анны Кашинской над телом мужа, княгини Анны Ногаевны — по князе Феодоре Ростиславиче Ярославском, Евдокии — по великом князе Дмитрии Донском и многие другие плачи и причитания русских жен. Будь эти вдовьи плачи чисто народное творчество, будь они книжно-литературная их обработка,— все равно они умели выражать страдания любящего женского сердца в тонах ласковой, нежной задушевности; этого требовала эстетика древнерусского брака.

       Целомудренная любовь, целомудренный, не рассеянный пол... Ни изменою сердца, даже платонической, ни чувственной распущенностью не поврежденный пол — вот древнерусский христианский идеал женственности. Он проник к нам на заре нашей духовной культуры вместе с православием и укоренился так глубоко в русском сердце и воображении, словно навеки запечатлелся. Живые и все новые и новые побеги можно проследить через всю нашу русскую культуру вплоть до XX века, находим мы их и в нашей художественной литературе. Смиренно принявшая свой «жребий» пушкинская Татьяна, некрасовские женщины, тургеневские праведницы: Лукерья («Живые мощи»), Лиза («Дворянское гнездо»), чистые души страдалиц-блудниц Достоевского, толстовская княжна Марья и даже отрицание этого идеала,— непокорная воле Божией и именно оттого погибшая Анна Каренина — и многие другие женские образы... все они, если совлечь условные исторические покровы, устранить драматические положения в их судьбах, являют (или попирают) тот идеал целомудренной женственности, который восприняли и в страданиях своих хранили в Древней Руси наши «благоверные княгини». Только потому эти образы понятны и русской душе «свои», что мы наследие предков без остатка не растратили...

       Другая черта древнерусской женской праведности — безутешность вдовства. Вдовство в Древней Руси преподносится, как подвиг благочестия. Недаром в былинах так часто упоминается «честна вдова», т. е. благочестивая и своей вдовьей доле навсегда покорная, и отношение к ней самое почтительное. Илья Муромец одолевает Сокольника только благодаря тому, что в прошлом, кроме веры и Церкви, защищал и «благочестивых вдов»:

...Сколько я стоял за веру христианскую
Еще больше стоял я за Церковь православную,
Сколько я стоял за благочестивых вдов
За тех благочестивых вдов, за безмужних жен,
Они были богомольные,
День и ночь они Богу молятся...

       Вдовство имело особый, вдовий, стиль, или «чин». Надо было достойно его носить. Вдовство не должно быть без-образно, без-форменно. Это не случайное несчастье, которое более или менее благополучно (а иногда даже совсем благополучно) может быть изжито, а некая окончательная сердечная и жизненная катастрофа. «Благоверные княгини» во второй раз обычно замуж не выходили (хоть церковь второй брак не запрещала). Монашество и постриг казались тем состоянием, которое одно соответствовало достоинству навеки обездоленной личным счастьем женщины. Некоторые вдовы постригались не только через некоторое время после смерти мужа, но сейчас же после погребения его, даже во время отпевания, даже иногда в тот же день, как муж скончался. Постриг вдов в старину в княжеской и боярской среде был явлением столь естественным, что стал явлением быта. Церковь украшала монашеским чином оконченный подвиг супружеской жизни, а русскому народу вдова-инокиня своим постригом давала пример достойного завершения единобрачия 3.

       Весьма вероятно, не все вдовы-инокини по смерти мужа были безутешны. Нельзя не допустить, что монастыри в Древней Руси, в политический развал, в междоусобицы, в голод, эпидемии, пожары и прочие бедствия были и богадельнями или приютами для одиноких пожилых и молодых женщин и девиц, преимущественно верхнего слоя русского общества. Но польза какого-нибудь учреждения не исключает особенностей его нравственных традиций или особого морального духа, это учреждение отличающего. Если далеко не все княгини-вдовы (или боярыни) принимали постриг от безутешности, то в то же время, вероятно, было непристойно, неблаговидно давать повод в этом сомневаться... Тут лицемерие религиозно-нравственно бесплодное, могло иметь общественную заслугу хранения традиции формально благочинного вдовства.

       Так же стройно-благочинно было и положение разведенной — нелюбимой или постылой жены. По существу это был особый род вдовства: жена, лишаясь живого мужа, становилась как бы вдовою.

       Мужья в Древней Руси супружеской верностью не отличались. Если судить по памятникам канонического права, устои семейной жизни были шаткие. Параллельные семьи встречались часто. Церкви приходилось бороться за церковный брак, за единую, законную («водимую») жену против незаконных семей и самочинных разводов. В «Заповедях» митрополита Георгия (XI в.) предписывается не венчать, если кто после самочинного развода «третью жену поймет». В «Правиле» митрополита Иоанна (конец XI в.) духовенству велено лишать причастия тех, «иже без студа и срама две жены имеют».

       Гражданское законодательство так же, как Церковь, приняло под свою защиту законную жену и ограждало наследственные права ее детей. «Русская правда» упоминает о детях не только от законной жены («свободной»), но и от незаконной («от рабы») и признает наследственные права только за законной семьей. Церковный Устав Всеволода (в половине XII в.) практически милостивей к внебрачным детям, он предлагает уделять им «прелюбодейную часть», т. е. что-нибудь из движимого имущества покойного отца, но эта заступа лишь подтверждает их наследственную бесправность.

       Летописи весьма сдержанны в описании неурядиц в княжеских семьях, но все же, как пример семейной драмы, кое-какие свидетельства мы имеем. В Ипатьевской летописи (1173 г.) упоминается о разладе в семье Галицкого князя Ярослава Осмомысла.

       У Ярослава было две семьи: княгиня Ольга с сыном Владимиром и «Настаска» с сыном Олегом («Настасьичем», как презрительно, не по отчеству, его именует летопись). Бояре были на стороне оскорбленной законной жены, которая в сопровождении некоторых верных бояр и сына «побеже... из Галича в Ляхи»; оставшиеся сторонники княгини захватили «Настаску» и сожгли ее, а Ярослава принудили целовать крест, чтобы впредь «иметь ему княгиню вправду». Летопись гласит, что, хотя княгиня к мужу и вернулась «с радостью», но через год «паки побеже из Галича...», на этот раз не в Ляхи, а в Суздальскую Землю, откуда была родом и там, в Москве, приняла постриг.

       Был разлад и в семье кн. Псковского (Ярослава Владимировича) и супруги его Евфросинии (дочь полоцкого князя Рогвольда Борисовича). Князь покинул жену и женился в Ливонии на немке; новый брак принес ему во владения г. Оденпе. Покинутая кн. Евфросиния приняла постриг с именем Евпраксии и основала в Пскове женский монастырь имени св. Иоанна Предтечи; была его настоятельницей до самой кончины. 8.V.1243 г. она была убита пасынком, когда однажды приехала в г. Оденпе. Местно стали чтить ее, как мученицу, довольно рано. На 10-й день кончины было знаменье от иконы при ее гробе.

       Печально сложилась семейная жизнь у кн. Феодосии, матери св. Александра Невского. Мстислав Удалой, отец её, узнав о супружеской неверности зятя (Ярослава Всеволодовича, князя Владимиро-Суздальского) увез (в 1216 г.) от него дочь и на все просьбы вернуть ее («верни мне мою княгиню») отвечал решительно: «Довольно видела она от него печали... пусть он лучше без нее, чем при ней живет со своими возлюбленными...» Впоследствии Феодосию все же мужу вернули. Она скончалась в Новгороде в 1244 г. за два года до кончины мужа, приняв постриг под именем Евфросинии. Память о ней была окружена в Новгороде почитанием. О ней сказано: «Мая в 4, в Новгороде почи о Господе чюдная и великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница в. к. Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно и благоугодно поживе, от него же 9 сынов породи...» (В числе их св. Александр Невский).

       Покинул жену и кн. Волынский (Роман Мстиславич), женатый на дочери Киевского князя Рюрика Ростиславича. Помышляя о браке с польской княжною, он предложил жене принять постриг: «нача отпущати дщерь Рюрикову, хотя постричи...»

       Нет основания полагать, что при монголах семейная жизнь на Руси стала добродетельней. Расшатанность моральных основ при татарах не могла на семье не отразиться. В такого рода осложнениях постриг был по-видимому, единственно достойное разрешение личной и семейной драмы, а монастырь — прибежище навязанному вдовству — давал новое направление искалеченной жизни.

       Жена-монахиня при живом муже в Древней Руси называлась «пущеницей» (отпущенной мужем). К пущеницам надо отнести не только покинутых жен-монахинь, но и принявших постриг с согласия мужа перед смертью.

       Летопись описывает трогательную и не лишенную величия картину расставания с мужем, детьми, с приближенными, со слугами и отъезд на постриг тяжко больной вел. кн. Марии Шварловны 4, супруги вел. кн. Всеволода «Большое Гнездо». Кн. Мария, по отзыву летописи, «рождением чад, яко маслина, плодовита была, а добродетельми, яко крин процветшая...», с согласия мужа и благословения епископа, основала во Владимире Успенский девичий, так называемый «Княгинин» монастырь. После 7 лет болезни, почувствовав приближение кончины, она испросила разрешения мужа и положила оставить княжий дом и перейти в новоустроенный монастырь. В тот же день в ее покои все пришли с ней прощаться: князья, бояре с супругами, а потом муж и дети. После сего кн. Мария вышла из своих покоев, села в сани и поехала с княжьего двора «тихим шеством» (Татищ. лет.), а вел. кн. с детьми шли пешие, по сторонам стоял народ, плакал, вспоминая щедрости княгини. В обители ее встретил епископ Иоанн, духовенство и монахини. При входе в церковь она была пострижена и названа Марфой. Прожила в постриге 18 дней. В келье никого из мирских уже не принимала, только дочь Всеславу. Скончалась 19 марта 1205 г.

       Приняли постриг перед смертью еще при жизни мужа: мать св. Александра Невского — вел. кн. Феодосия, жена Ивана Даниловича Калиты — вел. кн. Елена, скончавшаяся в схиме в 1331 г.; жена Симеона Гордого — Анастасия (литовка Августа); жена его брата Ивана Ивановича — Александра... Общий для мужчин и женщин древнерусский обычай приуготовления к кончине.

       Все эти постриги княгинь, какие бы мотивы их ни обусловливали, были возможны потому, что живая вера, которая покорна воле Божией, направляла их судьбу; возможны они были и потому, что древнерусский семейный быт с его строгим церковно-бытовым укладом, включавшим ежедневное молитвенное правило, посты, поклоны... с искренним, жалостливым нищелюбием и страннолюбием, с усердным прилежанием церковному культу и чтению религиозно-назидательных сборников и житий святых — сближал мирскую жизнь и монашескую. Между ними не было пропасти, которая впоследствии разобщила до противостояния, до противоречия... Женская доля древнерусской княгини в «мире сем» и существование «не от мира сего» сближались, соприкасались, свободно и легко переливались друг в друга, как вода в двух сообщающихся сосудах. В глубине существа своего каждая представительница высшего круга в Древней Руси, достойная своего звания, должна была таить в себе инокиню. Княгиня или боярыня не могла не знать и не ждать, что рано или поздно, а быть ей в клобуке. Монашество существовало где-то совсем близко, рядом с теремом, казалось явлением и предусмотренным, и предуказанным в тяжелых или роковых потрясениях женской жизни, а также для пристойного ее увенчания: либо перед смертью, либо для устроения религиозно-осмысленного существования незамужних княжеских и боярских дочерей.

       Крепкие религиозно-нравственные устои определяли и быт, и личную судьбу русских жен княжеско-боярской среды, но только немногим суждено было войти в сонм «св. благоверных княгинь». По характеру добродетелей и преданности вере и православной Церкви св. княгини похожи друг на друга, но все же некоторые отличаются от других русских сестер: св. княгини (и княжны) Киевской Руси более напоминают иноземных принцесс или византийских царевен и цариц, нежели «благоверных княгинь» эпохи монголов. Объясняется это живым общением Древней Руси с Византией и Западной Европой — отношениями политическими, торговыми, родственными и культурными, а также сильным влиянием церковного просвещения.

       Византийская житийная литература в славянских переводах распространилась у нас после Крещения очень скоро, не только давая образцы женского пустынножительства, но и святости в миру, просвещенной и церковно-деятельной. Несколько представительниц императорского дома и греческой аристократии причислены к лику святых за заслуги перед Церковью и за высокое благочестие.

       В подвижницах Византии поражает величавый масштаб их религиозных запросов, словно византийская художественная культура, верная эстетике роскоши, наложила печать великолепия и на женское подвижничество. Участие в церковных бурях (борьба с ересями), исповеднический путь верности православию, отличное знание Священного Писания, богословских и философских вопросов, влияние на правителей и императоров, иногда соучастие в управлении, кипучая церковно-просветительская и благотворительная деятельность, иногда, наоборот, бегство от мира в пещеры и пустыни...— наконец, тайная или явная строгая, иногда суровая героически-беспощадная аскеза: строжайший пост, ложе на камнях, власяница, многолетний затвор...— все ярко, широко по размаху, глубоко сознательно и огромной силы воли. Вспомним хоть некоторые славные имена 5.

       Св. равноапостольная Елена, мать равноапостольного императора Константина. По просьбе сына, на склоне лет, уже 85-летней старицей, она отправилась в св. Землю разыскивать св. Крест Господень и места главных евангельских событий. Император Константин не считал себя достойным столь высокой миссии: немало пролил он крови на полях сражений... Раскопки увенчались успехом, была отрыта Вифлеемская пещера, пещера Гроба Господня, т. е. пещера Воскресения, а близ нее обрели Животворящий Крест. Воздвижение Креста Господня — великое событие всемирного значения относится к пасхальным дням 326 г. Через год, 28.VII.327 г. св. Елена почила в Константинополе.

       Св. Олимпиада-диаконисса (род. в 368 г.). Знатная, богатая, сирота с детских лет, она была воспитана сестрою епископа Иконийского Амфилохия — добродетельной Феодосией, женщиной выдающегося ума и редкой образованности. В 16 лет Олимпиаду выдали замуж за префекта Константинополя Небридия. Через 20 месяцев она овдовела и посвятила жизнь церковно-общественной деятельности. Благотворительность ее была щедра до безудержности: церкви, монастыри, епископские кафедры, странноприимные дома, больницы... всюду раздавала она свои дары. Хотя ей было только 30 лет, а не 60, как требовал устав, патриарх Нектарий за усердное служение Церкви посвятил ее в диакониссы. Она посещала узников, поддерживала ссыльных, приуготовляла крещаемых, помогала при богослужениях... Когда Константинопольскую кафедру занял Иоанн Златоуст, она стала его духовной дочерью и ревностной помощницей в церковно-общественной деятельности. Гонения на него вызвали гонения и на нее. Прямой нрав, обличительный пафос Иоанна Златоуста навлекли на него бурю негодования со стороны императрицы Евдокии и некоторых представителей Церкви. Кончилось тем, что его сослали сначала в Вифинию, потом в далекую Армению, где он почил в 407 г. Олимпиаду в покое не оставили: оклеветали, предали суду, разорили огромным штрафом и выслали в Никомидию, там она и скончалась. Взаимоотношения св. Иоанна Златоуста и св. Олимпиады запечатлены в сохранившихся 17 письмах, написанных Олимпиаде из ссылки. Они превосходны по литературным достоинствам и отражают высокую духовность двух христианских душ.

       Св. царевна Пульхерия, осведомленная в исторических, философских и богословских познаниях, соправительница юного брата (императора Феодосия II), а потом самостоятельная правительница. В юности дала обет девства, пребывала в посте, молитвах и трудах, ею основано было множество благотворительных заведений — странноприимных домов и больниц. Во время ее правления в империи был порядок и внешний мир. Все решения она принимала лишь после молитвы и выслушав достойных государственных людей. Пульхерия — выдающаяся церковная деятельница. Имя ее связано с Вселенским Собором в Ефесе (431 г. против ереси Нестория) и с Халкидонским Собором (451 г. против Евтихия). Отцы Собора отметили ее роль защитницы православия. Скончалась она в 453 г.

       Царица Феодора, жена императора Феофила. Она тайно поклонялась иконам и удерживала мужа от преследования иконопочитания. Овдовев в 842 г., как регентша малолетнего сына она управляла империей. Первое ее правительственное постановление — прекращение гонений на иконопочитание. Во время ее регентства установлено празднество «Торжества Православия» (в первое воскресение Великого поста). Свою жизнь она окончила в монастыре, за 8 лет до кончины приняв постриг. Скончалась в 867 г.

       Блаженная царица Феофания, супруга императора Льва. Первые годы она проводит с мужем в крепости, куда, по оговору кого-то из придворных, был заточен своим отцом ее муж, наследник престола. Дальнейшая жизнь блаженной Феофании уже во дворце. Внешне она утопает в роскоши, а тайно блюдет правила суровой аскезы: под царской одеждой носит власяницу, спит на голом полу, держит строжайший пост. Свою евангельскую настроенность изживает в неутомимой помощи бедным и кротком, ласковом отношении к подчиненным. Скончалась в 892 г.

       И там же в Византии целый сонм преподобных жен-пустынниц, поражающих, почти ужасающих наше воображение крайностями своей аскетической ревности. Пустыни Сирии, Палестины, Месопотамии, Египта, острова Эллады... всюду оставили они сияние своих страшных подвигов.

       Препод. Синклитикия, основательница, подобно Антонию Великому, пустынножительства в Египте (+ 350 г.). Дева Александра провела в затворе в могильной пещере близ Александрии 12 лет, лишь раз в день вкушая немного хлеба (+ 376 г.). Св. диаконисса Платонида, основательница общины девственниц в горах Месопотамии; обитель дала несколько замечательных подвижниц, из которых наиболее прославлена препод. Феврония, замученная в ужасных пытках во время гонений при Диоклетиане (+ 310 г.). Препод. Евпраксия, дочь богатого сенатора (при императоре Феодосии); оставшись сиротою, она раздала свое имущество бедным, отпустила на волю рабов, простила должников и отправилась в Египет подвизаться в монастыре строжайшего устава: в пище ничего приятного для вкуса (не дозволялись ни вино, ни елей, ни плоды), ели через день, иногда через два-три дня, не мылись, носили власяницу, труд во всю меру сил и слепое, до исполнения бессмысленных приказаний, послушание настоятельнице; больных не лечили (Господь сам исцеляет от недугов) и с миром не было никакого общения (только общалась одна привратница). Почила препод. Евпраксия 30 лет в 410 г. Препод. Евфросиния, 18 лет пребывавшая под видом инока-затворника в мужской Феодосиевской обители близ Александрии (+ 445 г.). Препод. Матрона, героически боровшаяся вместе со всей обителью против ереси монофизитов (+ 492 г.). Препод. Афанасия Эгинская — пустынножительница, некое приближение к образу препод. Марии Египетской (+ 881 г.). Препод. Анфуса Старшая (+ 759 г.). Препод. Феоктиста (+ 840 г.) и другие...— имен и житий без числа.

       Пример восточных отшельниц русских сестер в пустыню не повлек (женское монашество привилось у нас в византийских более мягких формах), зато, несомненно, в Киевский период можно подметить первые шаги наших «благоверных княгинь» в церковно-общественном направлении.

       Равноапостольная кн. Ольга (+ 969 г.) — первая крещеная русская княгиня, мудрая правительница, тонкий дипломат, предусмотрительный администратор.

       Св. Анна (в миру Ингигерда-Ирина, дочь шведского короля Олафа) — супруга Ярослава Мудрого, первая на Руси княгиня-монахиня; вместе с сыном Владимиром Ярославичем князем Новгородским содействовала построению знаменитого Софийского собора в Новгороде (+ 1050 г.).

       Св. Анна (Янка), сестра Владимира Мономаха, первая на Руси княжна-инокиня, настоятельница женского монастыря св. Андрея в Киеве (+ 1112 г.). Она ввела в своей обители устав, привезенный ею из Константинополя 6, куда она ездила к родственникам матери, рожденной византийской принцессы. В «Янчином» монастыре, как называли ее обитель, постриглась и дочь Владимира Мономаха — Марица.

       Конец XII в. украшает своеобразная и единственная в нашей агиографии подвижница, просвещенная церковная деятельница, усердная переписчица священных книг и великая путешественница — св. Евфросиния (в миру Предслава) Полоцкая (дочь кн. Георгия Полоцкого). В юности она приняла постриг и сначала жила затворницей при соборной церкви св. Софии в Полоцке, прилежно трудясь над переписыванием святых книг, раздавая вырученную плату бедным. Потом, с благословения епископа Илии, она основала под Полоцком женский монастырь при церкви св. Спаса на Сельце, куда вскоре поступили и ее четыре родственницы. Позднее она основала в Полоцке и мужской монастырь. Большая почитательница Греции и Востока, св. Евфросиния уже в преклонном возрасте (после 40 лет игуменства) исполнила желание всей своей жизни — предприняла паломничество в св. Землю. На пути имела встречу с имп. Мануилом, приславшим ей еще в Полоцк драгоценный дар — копию иконы Божией Матери Одигитрии, Теперь «с великой честью» он проводил ее до Константинополя. Здесь святая посетила патриарха (Луку) и проследовала далее. В Иерусалиме она ходила на поклонение ко Гробу Господню и искупалась во Иордане. Вскоре она заболела и через 24 дня преставилась (в 1173 г.), удостоившись перед кончиною получить ангельское извещение, что двери рая ей отверсты... Погребли ее в притворе храма в монастыре препод. Феодосия. Впоследствии, вероятно в 1187 г., при наступлении Саладина на Иерусалим ее останки были перевезены в Акру, оттуда в Киевские пещеры, где до XX в. они и пребывали.

       В «благоверных княгинях» Киевского периода чувствуется свобода инициативы, воля к деятельности, склонность к церковным и общественным интересам, стремление к просвещению. К сожалению, татарское нашествие затоптало первые весенние цветы и увело русскую княгиню (и княжон) с простора церковного служения в тесноту теремов и келий, где им предстояло лишь молиться и безмолвно страдать, разделяя горькую долю своих мужей и семей, беспомощно оплакивая горемычный свой народ в татарском полоне... Хотя некоторые из них и служили Церкви, с разрешения мужа и благословения епископа основывали монастыри или созидали храмы; хотя княгини-вдовы, матери малолетних сыновей («матерыя вдовы» по древнерусской терминологии) имели право сидеть на вдовьем «столе», наследовать от мужа вотчины, присутствовать на совещаниях бояр, но все же такого рода явления были исключением, без влияния на общий строй и быт и на самый тип «благоверной княгини» эпохи монголов. На византийские образцы они похожи мало и религиозную судьбу они изживали по-другому. На фоне византийского религиозного блеска, как трогательно-скромны, просты, незаметны, безгласны, даже как бы захолустны, наши княгини! Едва ли их жития вдохновят тех, кто воспитал свой религиозный вкус на греческой житийной литературе или восхищен столь же яркими образами святых патрицианок эпохи упадка Римской империи: Павлою, Руфиною, Меланией Старшей, Меланией Младшей... Пожалуй, никому, кроме нас, русских, даже и не почувствовать тонкой красоты спрятанного от всего мира кроткого страдания, трепета беззащитной жертвы, беспредельного терпения наших праведниц... Чтобы вообразить крестный путь их, надо оживить, хотя бы в общих чертах, страшную действительность именуемую «татарским игом».
 

       Татарщина была не только цепь фактов и событий, но и стихия власти, темной, лютой, до ужаса чуждой русскому народу, проникавшей в умы и сердца побежденных, создавая психологию унизительной, рабьей обреченности на полную зависимость от «поганых». Нашествие Батыя было самое невообразимо-ужасное, что только мог испытать молодой, храбрый, независимый, своевольный и предприимчивый народ — погром родной земли и порабощение на века...

       Рязанская Земля первая приняла удар. На границе ее погибли вместе с войском 6 доблестных рязанских князей. Трагическим был конец и рязанских княгинь.

       При взятии Москвы та же лютость: «князя взяли руками в плен», а население поголовно («от стара до ссущего младенца») перебили, город, села, церкви и монастыри все пожгли... «От Крещения не было такого зла...» (Лаврент. лет. 1237 г.).

       Скоро пал и Суздаль. Ограбили церкви, княжий двор пожгли и беспощадно расправились с населением: «чернецов и черниц, старых и попов, и слепых и хромых, калек и больных, и всех людей перебили, а молодых чернецов и черниц, и попов и попадей, и диаконов и сыновей их, все полонили в свой стан, а сами пошли ко Владимиру...» (Лаврент. лет. 1237 г.).

       Юрий Всеволодович, вел. кн. Владимиро-Суздальский, столицу не защищал; наспех собрав рать, решил дать решительный отпор врагу на реке Сити. Владимир был взят в его отсутствие. Погибла вся великокняжеская семья. Обоих сыновей захватили в плен на стенах города, княгиня Агафья, дочери Феодора и Феодосия, снохи Мария и Христина, внучата и множество бояр и боярынь вместе с владыкою, святителем Митрофаном, и многими людьми задохнулись в огне и дыму в церкви Богородицы, подожженной татарами; едва перед смертью успели принять постриг... «Остригошася вей в ангельский образ от владыки Митрофана...» (Лаврент. лет. 1237 г.).

       Бой на р. Сити — отчаянная, но безуспешная попытка обороны. Русское войско было разбито, а вел. кн. Юрий схвачен и обезглавлен. Погиб в бою и его племянник, беззваветно храбрый кн. Василий (Василек) Ростовский — олицетворение прекрасного древнерусского витязя. Летопись с восхищением отзывается о нем: «Красавец лицом, с очами светлыми и грозными, он был храбр, добр сердцем и ласков с боярами. Кто служил ему, ел хлеб и пил воду из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугою другого князя...» Татары, захватив его в плен, предложили ему перейти на их сторону. Василек с гневом предложение отверг — и был убит. Русская Церковь причислила его к лику святых мучеников. (Память его 4.III). Имя Василька надо запомнить. По прямой линии он прадед вел. кн. Анны Кашинской. Его мученический образ мог храниться в потомстве его, как пример и завет для сильных духом, как укор для малодушных.

       Весь остальной путь Батыя: кровь, дым и огонь... где бы он ни появлялся. Торжок... Тверь... и дальше и дальше уже в пределах новгородских. Около Старой Руссы (в 100 верстах от Новгорода), остановленные распутицей, татары повернули назад и направились к югу, сломив дорогой яростное сопротивление Козельска. Вся северо-восточная Русь была завоевана.

       Но русские люди и теперь духом не падали: была последняя надежда — существовал Киев и юго-западая Русская Земля. Однако скоро и им пришел конец...

       В 1239 г. Батый взял Переяславль и Чернигов. В 1240 г., после отчаянного боя на стенах города, сдали Батыю Киев, потом татары захватили Волынь и Галич.

       Гибель Киева ошеломила русский народ. Конец... Владычество монголов... Беда небывалая — и ужас... Разрушенные города, сожженные церкви, монастыри и села, бесчисленные, неизвестно куда угнанные и на каких азиатских рынках распроданные полоны, множество перебитых храбрых князей, всеобщая оторопь, загнанное население, попрятавшееся в лесах, болотах и оврагах... В прежней привольной жизни все смешалось, никто толком не знал в какую сторону смотреть, куда бежать...

       И все-таки... извести жизненную силу русского народа монголы не смогли. С национальной катастрофой народ не примирился,— скорбел, жаловался, роптал, плакал и молился, но живого голоса своего не утратил, как мертвец не замолк. Упавший дух укрепляли любовь к Русской Земле и память о незабвенно-славном прошлом. Свидетельства тому замечательные литературные памятники той эпохи.

       «Слово о погибели Русской Земли» несомненно было написано вскоре после Батыя (в половине XIII в.). С каким восторгом описывает анонимный автор красоту русской природы, несметные богатства, всеми благами цветущую Родную Землю: «...О светло-светлая и украсно-украшена Земля Русская!.. И многими красотами удивлена (наделена). Ты обогащена озерами многими, реками и колодезями досточестными, холмами крутыми, дубравами густыми, полями чистыми, зверями дикими и птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, садами монастырскими, строениями церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего Ты исполнена Земля Русская! О, православная вера христианская!» И далее говорится о широте размаха русских границ: «Отселе до утр, до ляхов... до чехов... до немцев, от немцев до Карелы, от Карелы до Устюга... и за Дышащим морем до болгар (на Волге), до черемис, до мордвы...— все покорено Богом христианскому народу...» И как грозны великие русские князья для своих соседей! Половцы, Литва, Венгрия, немцы — все трепетали-боялись их... а император Мануил даже слал дары из опасения, как бы Мономах не взял Царьграда... Наивная похвальба обрывается горестным вздохом... «так было раньше, а теперь приключилась болезнь христианам...» Какая болезнь? Все истолкователи отождествляют ее с нашествием Батыя. Этим вздохом отрывок и заканчивается.

       Дошел до нас из той же эпохи еще один отрывок — «Плач Земли о татарском нашествии»,— один из драгоценнейших памятников в русской поэзии времен татарщины. В нем, в образе бездетной, одинокой вдовы, плачет-причитает над своим несчастным народом Русская Земля:

       «...И восплакалась тогда сама Земля, как чадолюбивая мать... О сыны, сыны русские!.. почто ходите перед Господом Богом, сотворившим вас, в похотях сердец ваших? Чада мои, чада, прогневавшие Господа Своего и моего Творца и Бога... вижу вас отторгнутых от груди моей и по судам Божиим в поганские руки немилостиво впадших и рабское иго носящих на плечах своих. И стала я бедной, бездетной вдовою: о ком же я буду прежде сетовать — о муже или о любимых чадах? Вдовство мое — запустение многих городов и честных монастырей, святых церквей, лишение же чад — учителей и священников и властителей и прочего народа... Не терплю жалости моей и лютей сей беды, возопию к общему Творцу Господу Богу умильным гласом: Боже, сотворивший вся Своим пречистым хотением, и Содетелю всех... Презри ныне беззаконие людей Своих и, Милосердный, помилуй и утоли праведный гнев Свой, воззвати плененных во своя (на родину), дабы вторично меня они унаследовали повелением Твоим, Господи, яко Ты еси един Бог безгневен, милуя грешных и прощая кающихся...»

       Этот плач, этот причитающий женский голос, древняя библейская форма скорби-печали 7 — уже потому художественно оправдан, что своему времени созвучен. Как часто русским женщинам случалось своих детей, мужей, родных оплакивать, над ними причитать, жалеть или в порыве упования за них молиться... Образ плачущей женщины для олицетворения Русской Земли был знакомый, родной, «свой», его знала тогда русская повседневность. Поэзия и действительность слились в этом «плаче» гармонично.

       О страшной всенародной беде твердым, внятным голосом говорила и Русская Церковь в поучениях и проповедях XIII в. Веротерпимость татарской власти предоставила церковной иерархии права и большие льготы 8, в вопросы веры и церковного управления она не вмешивалась и архипастырское слово, как это ни кажется невероятным в условиях ига, звучало независимо — с амвона говорили правду. Правда эта в первый период ига требовала обличения народа в грехах и беззакониях. Ужасы нашествия были проявлением гнева Божия — небывалая страшная «казнь»...

       Таковы преисполненные теплой задушевности поучения Серапиона, епископа Владимирского: «...Тогда Господь навел на нас народ немилостивый, народ лютый, народ не щадящий юной красоты, ни немощи старцев, ни младости детей, ибо мы подвигли на себя ярость Бога нашего... Исчезла крепость наших князей, военачальников; храбрые наши бежали, исполненные страха; еще более братьев и чад наших отведено в плен; поля наши поросли травою и величие наше смирилось; красота наша погибла, богатство наше досталось в удел другим, труды наши достались иноплеменникам, мы сделались предметом поношения для соседей наших, посмешищем для врагов наших...»

       И то же безыскуственно-красноречивое увещание в «слове» митрополита Кирилла:

       «...Какой прибыток мы наследовали, оставив Божии правила? Не рассеял ли нас Бог по лицу земли? Не взяты ли наши города? Не пали ли наши сильные от острия меча? Не увели ли в плен наших чад? Не запустели ли святые Божии церкви? Не томимы ли мы изо дня в день от безбожных и нечестивых поганых?..»

       И в сказании о св. Кирилле Туровском: «...Моли о нас Вседержителя... от надлежащих бед и томления поганых избавити и от безбожных агарян присно мучащих нас...»

       Из пределов религиозно-нравственных понятий церковные проповеди не выходили, и, несмотря на внутреннее непризнание врага (агаряне... поганые... народ лютый, беспощадный), даже намека нет на призыв к восстанию или благословение на брань с поработителями (это придет в конце XIV в.). Церковь только старалась случившееся истолковать, запуганных людей ободрить, успокоить, утешить, указав им путь покаяния.

       Смятение в душах было крайнее. Политическая зависимость от татар почувствовалась сразу. Повсюду расположились татарские наместники (баскаки) с военными отрядами; наехали «численики» — переписали население и обложили данью; русские князья потянулись в Орду на поклон...

       Цельный порядок наследования княжеств татары не отменили, но за утверждением прав старшинства или владения уделом надо было съездить к хану. Подневольная жизнь потребовала от русских князей уменья приспосабливаться, диктовала слова, жесты и поступки, от которых нередко обмирала совесть; приходилось ладить с теми, кого презираешь, кто ненавистен («собака-татарин» наших былин), заискивать, задаривать, откупаться, отсиживаться в Орде, навязываться в родственники (жениться на Ордынках)... Вся тяжесть нравственной двусмысленности легла на плечи высшего слоя русского народа, и надо признать, что русские князья и их бояре явили себя такими же, какими являют себя люди в такие времена, т. е. по-разному. Слабые, малодушные не только приспосабливались, но возвращались из Орды довольные, польщенные, если татары их приняли и отпустили «с честью». «С честью приехал», «с честью отпустили...» — этих отзывов в летописях множество. Были малодушные князья, но были и самолюбивые, никакая «честь» не могла их утешить. Князя Даниила Романовича Галицкого отпустили «с честью», но он горько почувствовал унижение этой «чести». Кланяться кусту и огню его не заставляли, но кумысу он отведал («Ты наш, татарин, пей наше питье!») и этой обиды забыть он не мог. Дома его встретили брат и сыновья «и был плач о его обиде...» «О, злее зла честь татарская!» — восклицает галицкий летописец (Ипатьевская летопись).

       Были князья-подвижники, твердо исповедовавшие свою веру. Они кончали мученичеством: св. Михаил Черниговский и его боярин Феодор, св. Роман Ольгович Брянский, замученный в страшных пытках.

       Первый русский князь, поехавший в Орду в 1243 г., был Ярослав Всеволодович 9, старший Рюрикович, брат несчастного, обезглавленного в битве на р. Сити князя Юрия. Теперь Ярослав отправился на поклон к убийцам ближайших своих родственников. «Ярослав пойде к Батыю, царю татарскому, поддаваяся ему и моли его да не пленит более земле христианские...» Так же летопись (Ипатьевская лет. под 1243 г.) отмечает, что Батый утвердил его в правах старшинства.

       За Ярославом по проторенному пути потянулись в Орду и другие князья. «Поехали в татары...» «приехали...» «приехали...» «поехали...» мелькает в летописных записях беспрестанно.

       Князья ездят на поклон не одни, а с сыновьями, братьями, племянниками, в сопровождении бояр. В конце XIII в., когда в Орде, по-видимому, завязались какие-то личные, родственные, связи, случалось ездить по семейным делам: на свадьбу 10 или со своими княгинями, с детьми,— к родственникам. Кое-как налаживалось горькое «мирное сближение».

       Ладить с Ордою было тягостно и противно, но, увы, в самой русской жизни были явления еще более тягостные, чем вынужденное лицемерие покорных князей: княжеские усобицы не только продолжались, но приняли безобразные, дикие формы. Снова завязалась борьба за старшинство, за «столы» (как бывало в Киевской Руси), а под ее предлогом — за интересы своего удельного княжества. Нападали друг на друга, грабили, жгли, убивали, опустошали города, села и церкви, считая военной добычей даже церковные ценности, уводили в плен население... Но главное — и это предел нравственного разложения — князья стали обращаться за помощью к татарам; добивались великого княжения или какого-нибудь «стола» (иногда по праву, но чаще в обход его), доносили, интриговали, клеветали друг на друга, подкупали татарских сановников и возвращались на Русь в сопровождении ордынских воевод и татарского войска. С помощью врагов громили и грабили своих же соотечественников. Черные, окаянные страницы древнерусского прошлого...

       Под татарами Русь распалась на отдельные княжества (Владимирское, Суздальское, Ростовское, Тверское, Ярославское и др.). Эти княжества не только яростно борются друг с другом, но и внутри каждого из них между князьями-сородичами кипят злоба, вражда и распри. Земское чувство единства Руси, сознание ответственности за ее благо, ее интересы, постепенно, но неуклонно в русских князьях угасает.

       Самое беспросветное время монгольского ига — дно пропасти — это эпоха от Батыя до 30-х годов XIV в. Удельная система едва-едва держалась в непрерывных потрясениях и политически Русь уже не объединяла... Только русский язык, вера и Церковь паутинно-тонкими нитями скрепляли население в единый народ. И еще — общая судьба: в бессилии, беззащитности ненавидеть татар...

       Что же в эти лютые времена пленения, насилия, нравственного развала, зыбкого, азиатскими и русскими ветрами колеблемого существования делали русские княгини?
 

       Как бы однообразно бытовая жизнь русских жен княжеско-боярского круга ни слагалась, как различна судьба каждой ни была, всех объединяла одна женская доля,— не участвуя деятельно в истории, лишь современничая, нести на своих слабых плечах беды и скорби, а также последствия преступлений и заблуждений своих отцов, мужей и сыновей. Вечный подвиг женственности — молчаливое крестоношение. Беззащитная невинная жертва — любимый на Руси образ христианской святости.

       Мы уже говорили о княгинях, погибших при Батые. Беззащитной жертвою была и первая жена Ярослава Ярославича (первый тверской князь), убитая татарами в Переяславле Залесском при подавлении восстания против Орды (в 1252 г.), поднятого отважным, но неосмотрительным ее деверем (Андреем Ярославичем, вел. кн. Владимирским — старшим братом св. Александра Невского); ее малолетние дети — два маленьких сына — были увезены в плен, в Орду.

       Все эти «благоверные княгини» стали жертвами татарского насилия, а сколько впоследствии царевен, цариц и царских родственниц в период московский, по соображениям политическим и из опасений династических, стали жертвами не чужих, а своих же русских людей — родственников и приближенных. Как быстро, просто и легко удаляли их с авансцены истории! 11

       В эпоху монголов жизнь «благоверных княгинь» была тяжелая. Постоянные угрозы гибели, неотступная тревога, чувство беззащитности, неуверенность в завтрашнем дне...— их обычные душевные состояния. Во время беспрестанных княжеских междоусобных войн и карательных татарских нашествий они должны были скрываться со своими семьями от вражьих ратей, от ужасов разбойной войны с ее беспощадной резней, грабежами, пожарами... Иногда приходилось бежать вместе с мужьями, с сыновьями, а иногда вслед за ними. Так бежала из Суздальской Земли во Псков к мужу, успевшему перейти границу, а оттуда вместе с ним через Колывань (Ревель) в Швецию, супруга вел. кн. Андрея Ярославича, поднявшего столь неудачное восстание в 1252 г. Спаслась бегством во Псков с детьми и мужем Александром Михайловичем Тверским княгиня Настасья, когда не удалось восстание в Твери против ханских отрядов посла Щелкана. Пришлось долго и неизвестно где скрываться Анне Кашинской со снохами, с внуками, с боярами, пока сыновья ее были в бегах, а татарские рати громили Тверскую Землю. Бежала в Кострому вел. кн. Евдокия со своим мужем Дмитрием Донским, когда внезапно под Москвою появился с войсками Тохтамыш. В нашествие Едигея бежал с княгинею и с семьею из Москвы в Кострому вел. кн. Василий Дмитриевич. Бежал с матерью и с женою из Москвы в Тверь вел. кн. Василий Васильевич Московский, преследуемый лютым врагом своим, дядею Юрием Дмитриевичем Галичским. В минуту опасности из своего удела бежал с матерью в Тверь кн. Иван Можайский. Едва спаслись бегством с женою своею вел. кн. Тверской Борис Александрович, когда он находился во Ржеве, который он только что получил по договору с Москвой и который неожиданно окружили войска польского короля Казимира...

       Бегут, чтобы не погибнуть, бегут, чтобы не захватили в плен, бегут, чтобы не взяли заложницами.

       Во время великой междоусобицы 1293 г., когда сын Александра Невского Дмитрий бежал в Новгород от преследования своего брата (Андрея), надеясь укрыться в Копорье, в крепости, которую он сам построил и где находилась его дружина,— новгородцы его пропустили, но захватили его дочерей, взяв их заложницами, дабы принудить его отказаться от Копорья, потому что считали крепость своею собственностью. Кн. Тверской Михаил Александрович, вернувшись из Литвы в 1366 г. и узнав, что в его отсутствие два князя (Дорогобужский и Кашинский) напали на Тверь — захватил их жен, не успевших покинуть Тверь. Сын его, кн. Иван в 1408 г., идя с войсками на Кашин, взял в плен жену убежавшего в Москву кн. Кашинского, а отправляясь в 1412 г. в Орду, тот же кн. Иван, из опасения как бы его давний недруг кн. Кашинский не напал на Тверь, просто арестовал княжескую чету: князя отправил под стражей в Новый Городок на Волгу, а княгиню приказал отвезти в Тверь.— В половине XV в., когда разгорелась борьба Дмитрия Шемяки с Василием II, обе великие княгини, мать и жена Василия, были захвачены в Кремле, в то время как посланцы Шемяки спешили в Троице-Сергиевскую Лавру, чтобы арестовать московского князя (два дня спустя Василий II был ослеплен). Наконец, последняя вел. кн. Тверская Настасья, мать последнего вел. кн. Тверского (Михаила Борисовича), бежавшего в Литву и навсегда Русь покинувшего,— была заточена в Переяславле после занятия Твери Иваном III в 1485 г.: ее обвинили в укрывательстве драгоценностей, серебра и золота тверского княжеского дома и в намерении переправить их сыну в Литву.

       Кроме катастрофических бед, были у «благоверных княгинь» еще свои горькие женские печали. Как часто случалось им томиться в долгих разлуках с мужьями, с сыновьями... Расставаясь, никогда не знали, когда вернутся и вернутся ли (особенно когда отправлялись в Орду), прощались с ними, как перед смертью. В одной из былин передано простыми словами терпеливое томление в разлуке любящей жены (Аграфены Григорьевны), жены Добрыни:

 

...Стала дожидаться его (мужа) по три года
Как день за днем, будто дождь дождит...
Неделя за неделей, как трава растет,
А год за годом, как река бежит...

       Такое томительно-монотонное дление, когда время уже не отмечает событий, могло быть ведомо и «благоверным княгиням». Были еще и тайные страдания, связанные с крестом договорных или дипломатических браков. Иногда брачный договор просто скреплял очередное крестное целование — заключение мира воюющих сторон или союз с сильным, опасным соседом. Так в 1348 г. была выдана замуж Ульяна Тверская, сестра вел. кн. Тверского (Михаила Александровича) за Ольгерда Литовского для упрочения союза Тверского княжества с Литвою. В 1349 г. кн. Кашинский (Василий Михайлович) женил сына на дочери Симеона Гордого; этот брак принес ему ощутительную выгоду: при содействии Москвы он получил ярлык на великое княжение Тверское и поддержку в его вражде с одним из его князей-родственников. В 1398 г. один из тверских удельных князей (кн. Холмский) поссорился с дядей вел. кн. Тверским (Михаилом Александровичем), снял крестное целование и уехал во враждебную тверскому князю Москву. Свою новую ориентацию он сейчас же скрепил женитьбою на дочери Дмитрия Донского — Настасье Дмитриевне.— Ослепленный в 1446 г. Василий Темный, добиваясь помощи вел. кн. Тверского (Бориса Александровича) против Шемяки, еще до подписания соглашения с Тверью, поторопился обручить своего сына, семилетнего Ивана (будущий Иван III), с его дочерью (брак состоялся позднее, в 1452 г.).

       И обратный расчет: домогаясь добрых отношений с усилившейся Москвою, один из удельных тверских князей (Михаил Холмский) поспешил породниться с Иваном III и выдал свою дочь замуж за его брата... И сколько в летописях отмечено таких браков по политическим соображениям, по грубому расчету!

       Кроткое, терпеливое перенесение страданий глубоко верующую душу не ожесточает, но облекает ее скромным величием смиренной покорности воле Божией и приятия своей доли. Именно этим скромным величием овеяны образы «благоверных княгинь» ХIII-ХVI вв.

       Мы уже сказали, что большинство из них удостоено лишь местного церковного почитания. Даты кончины или перенесения мощей, гробницы в каком-нибудь соборе либо монастыре, легкий след в летописях, краткое предание о добродетельной, строгой жизни...— вот все, что от них осталось, но этого оказалось достаточно, чтобы Церковь и русский народ веками молитвенно их не забывали. Только очень немногих княгинь-праведниц потомство запечатлело в житиях и житийных сказаниях и изукрасило память о них, словно цветами, создав их словесные «иконы». Таковы житийные сказания о св. Февронии («О Муромском князе Петре и супруге его Февронии), о св. Евфросинии Суздальской, св. Василисе (Вассе) Нижегородской, кн. Иулиании Вяземской, св. Евдокии, супруге Дмитрия Донского, о св. Анне Кашинской.

       Красотою смирения овеян духовный облик св. Февронии, супруги св. кн. Петра Муромского. Повесть-сказание о их любви и браке так нравилась русскому читателю, что дошла до нас в 150 списках и четырех редакциях. Весьма вероятно, что в предании есть крупица исторической правды и связана эта правда со временем процветания Мурома в первой половине XIII в., давшего исторический фон повести. Неопровержимо и значение самого факта почитания народом гробницы княжеской четы в течение 300 лет, несмотря на отсутствие достоверных исторических сведений. Это почитание и дало основание Русской Церкви для канонизации кн. Петра и супруги его Февронии в 1549 г. и для установления празднования их памяти 25 июня. Достоверность народного религиозного опыта, явившая Русской Церкви святость княжеской четы, оказалась не менее церковно-убедительна, чем достоверность исторических фактов. По-видимому, в этом любимом сказании народ умиляло осуществление русской грезы о прекрасной супружеской любви, до гроба верной и за гробом нерушимой.

       Св. благоверная кн. Феврония Муромская — княгиня-крестьянка, таинственная девушка, дочь лесника-пчеловода. Кн. Петр, исцеленный ею от тяжкой болезни, женится на ней. Гордые муромские бояре не взлюбили неродовитую княгиню и предложили ей покинуть Муром, обещая за согласие на развод позволить ей взять с собою любое из муромских сокровищ. Грубому высокомерию бояр Феврония покорилась, но из сокровищ взяла с собою одного кн. Петра. После отъезда княжеской четы возникли жестокие распри между боярами: все притязали на муромский «стол». Чтобы распри прекратить, пришлось просить кн. Петра и Февронию вернуться. После многолетнего благодетельного для Мурома княжения, супруги, по взаимному согласию, приняли постриг: Петр под именем Давида, Феврония под именем Евфросинии; заранее приготовив себе одну общую гробницу в соборе Рождества Богородицы, они горячо желали умереть в один и тот же день.

       Когда блаженный кн. Петр (нареченный Давидом) почувствовал приближение кончины, он послал сказать блаженной Февронии (Евфросинии): «Сестра Евфросиния, уже хочу разлучиться с телом, но жду тебя...» Услышав весть, она сказала: «Подожди, господине, пока я дошью воздух 12 для святой церкви...» Вновь прислал блаженный Петр сказать: «Еще немного подожду тебя...» Наконец в третий раз: «Уже хочу преставиться — и жду тебя...» Она не докончила вышивки, воткнула иголку в воздух, прикрутила ее ниткой и велела сказать блаженному Петру, что преставится вместе с ним...

       Скончались они одновременно. Два раза их погребали порознь: нареченного Давида в городском соборе, а нареченную Евфросинию в церкви Воздвижения Креста Господня (казалось, нельзя погребать инока и инокиню вместе), однако, оба раза на другой же день их тела оказывались в одной гробнице соборной церкви. Не желая оказывать противления воле Божией, там их и оставили. «И аще кто с верою приходит к раце мощей их, неоскудно исцеление приемлет» 13.

       Такой же образ христианской добродетельности — св. препод. Евфросиния Суздальская (в миру Феодулия), дочь многострадального кн. Михаила Черниговского, замученного в Орде в 1246 г. Имя ее связано с Ризоположенским (Положение Ризы Богоматери во Влахерне) монастырем в Суздале, где она приняла постриг.

       Предание, завитое в житие, описывает ее детство и юность.

       Она — дитя, вымоленное бездетными родителями в Киево-Печерской Лавре. Воспитывал ее отец, а мудрый боярин Феодор научил ее с юных лет чтению божественных Писаний. С 15 лет Феодулия уже «отрицалась земного брака» после двух знаменательных видений Божией Матери. В одном из них ей дано было увидеть Страшный Суд и познать, что такое райские наслаждения и что такое вечные муки; в другом ей явился некий муж в светлой одежде и молвил: «Иди за мною...» Она последовала за ним и вошла в Печерскую обитель.

       Вскоре против ее воли родители решили выдать ее замуж за князя Суздальского Мину и повезли в Суздаль к венцу. Участи своей Феодулия покорилась, «но возлюбив Бога паче мира», всю дорогу молила Богородицу о заступлении. И Богородица обещала ей покровительство...

       В Суздале ожидала ее весть о внезапной кончине жениха. Феодулия домой не вернулась, приняла постриг в местном монастыре под именем Евфросинии. По воле Провидения, не супругою князя суждено ей было жить в его городе, не породить ему детей, а быть матерью всех суздальцев и своими молитвами, как чад, сохранять их от врагов и бедствий.

       В иноческой жизни она была примерной монахиней и в полном послушании инокине-старице, ее восприявшей. С ее разрешения, она стала окормлять приходящих в обитель за поучением и умела находить для каждого посетителя назидательное слово. Обладала она и даром прозорливости и воздействия на одержимых нечистым духом. Молва о праведной и мудрой инокине стала распространяться. Евфросиния предсказала нашествие татар. В тонком сне услышала голос: «Будет лютое посещение, дабы избавиться от горьких вечных мук...» Во время нашествия Батыя Евфросиния с сестрами молилась день и ночь. Город подвергся ужасающему погрому, а Ризоположенский монастырь уцелел. Сохранилось предание, что татары не могли к нему подойти, а когда Батый, узнав об этом, стоя на холме, старался увидеть, где же обитель расположена,— она закрылась мраком. Вскоре Батый ушел...

       Когда Евфросиния узнала, что отец ее (кн. Михаил Черниговский) едет к хану, она послала сказать, чтобы «не склонялся на волю цареву...» После казни отца имела видение: отец и боярин Феодор в светлых одеждах предстали перед ней, поведали о своей кончине и благословили ее, благодаря за укрепление в смертный час.

       Дальнейшая жизнь Евфросинии до кончины — непрестанный подвиг строгого иночества. Она любила нищету, ходила в рубище, отказываясь от новой одежды. В смирении своем никогда не притязала быть игуменьей и до конца жизни осталась рядовой монахиней. Незадолго до ее смерти явились ей отец и боярин Феодор и оповестили о ее близкой кончине.

       Почила она 25.IХ.1250 г. Хоронил ее епископ с сонмом духовенства и весь город. Причтена она к лику святых в княжение Ивана III. Епископ суздальский Варлаам обрел в одной обители своей епархии житие и службу препод. Евфросинии. Оказалось, что в Ризоположенской обители уже давно ведется запись чудес от гроба преподобной. По свидетельствовании св. мощей епископом Варлаамом с духовенством и ознакомлении с чудесами, по совещании с митрополитом Антонием (1572-1581), было положено совершать память св. Евфросинии в день ее кончины (25.IX).

       Запомним св. благоверную кн. Василису (Вассу) в иночестве Феодору, супругу нижегородского князя (Андрея Константиновича). Родом из Твери, дочь боярина киевского, она родилась в 1331 г. в княжение Ивана Калиты и во времена хана Узбека. 12 лет была выдана замуж не по своему желанию, а по воле родителей. В замужестве явила образец благочестия, подвизалась в молитве, посте и милостыне — «иссуше тело свое жестотою жития...» Овдовев после 13 лет брака, она «всех людей своих свободи», и свои богатства раздала церквам, монастырям и нищим и постриглась в Зачатиевском монастыре, «его же сама создала»; пребывала в великом безмолвии, кормясь рукоделием, и «жестоко и трудолюбиво живяще в посте, молитве и в прочитании Божественного Писания и в умилении и в слезах. И мнози жены и вдовицы, и девицы, и боярыни, и княгини постригошася у нее в монастыре и бысть их число 100 и 10... И в старости прешедше в жестоком и дивном житии преставишася Господу, Его же измлада возлюби» 14...

       Суровый, сильный, непреклонный, до трагедии, характер являет целомудренная страстотерпица св. Иулиания, кн. Вяземская, Новоторжская чудотворица, убиенная в 1406 г. за свою непреклонность кн. Юрием Смоленским, посланным вел. кн. Василием I Дмитриевичем (1389-1425) наместником в Торжок. Юрий «уязвихся окаянным своим похотением на кн. Иулианию, жену кн. Симеона Мстиславича Вяземского, служившего ему». Верная мужу Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Тогда Юрий убил ее мужа, «а самой руки и нозе повеле отсещи и въврещи в реку... И бысть ему рех и студ велик и с того сбежа к Орде, не терпя горького своего бесчестия...»

       Изуродованное тело, плывущее по реке, увидал какой-то расслабленный. Его объял ужас и в ту же минуту он исцелился; одновременно он услышал голос, повелевающий ему идти в Торжок и сказать в соборе священнику, чтобы взяли «мое грешное тело и погребли у себя в церкви у полуденных дверей...» Повеление было исполнено. Клир и народ устремились к реке, положили тело в каменную раку и принесли в собор. Вскоре болящие стали получать исцеление. Впоследствии их было записано (по рукописи, хранившейся в соборе) более 50.

       Об убийце Иулиании сказание гласит, что он в Орде не остался, но и в свою землю не вернулся. Жизнь окончил в пустыне, в Веневском монастыре у некого христолюбца Петра в Земле Рязанской. Здесь, по-видимому, он предался покаянию, потому что после краткой болезни, когда скончался, в обители его «проводили честно».

       Благочестива и добродетельна была и св. благоверная кн. Евдокия, супруга Дмитрия Донского (в постриге Евфросиния). Примерная жена и мать, поддерживавшая в муже и семье набожность, она овдовела после 23 лет брака и предалась подвигам поста, милосердия и молитвы за «державу русскую».

       Усердным молитвам кн. Евдокии приписывают спасение Москвы от Тамерлана. Враг остановился у Ельца, вдруг повернул назад и ушел в Крым. Это произошло как раз в то время, как из Владимира прибыла древняя икона Божией Матери Владимирской, привезенная по настоянию и совету митрополита Киприана.

       Создала препод. Евдокия два храма: Рождества Богородицы при Княжем Дворе и св. Иоанна Предтечи в Переяславле Залесском. Основала она и женский Вознесенский монастырь в Москве.

       Особо подчеркивает сказание ее добродетельную верность покойному мужу. Злые люди хотели набросить тень на ее вдовство. Евдокия молча терпела напраслину, но когда увидала, что сына Юрия клевета смущает, она открыла сыновьям правду: распахнула на груди одежду и они увидали, что под нарочитой пышностью наряда мать скрывала до крайности изможденное тело (есть предание, что Евдокия носила вериги).

       Приуготовление к смерти и кончине препод. Евдокии сказание придало легендарный оттенок.

       В видении ей предстал ангел и возвестил приближение кончины. Увидав его, кн. Евдокия онемела и не могла никому рассказать о видении. Она призвала иконописца и, «руками помовая», дала понять о своем желании, чтобы на доске был написан ангел. Желание ее было исполнено. Евдокия благоговейно иконе поклонилась, но ангела не признала: это был не ангел видения... Написали новую икону, но и этого ангела она не признала. Только когда принесли икону с изображением св. Архангела Михаила, она узнала в нем чудесного вестника, и сразу ей вернулся дар речи.

       Ожидая кончины, Евдокия стала готовиться к постригу. В тот день, когда она шла в монастырь Вознесения Христова на постриг и народ окружал ее, в толпе совершилось до 30 чудесных исцелений. Сказание 15 особо отмечает исцеление слепца: ему на руки Евдокия опустила рукав своей одежды, он приложил его к глазам — и прозрел... «Трудолюбно иночествовав... добродетельно течение соверши, богоугоди, преставилася в 1400 г. 7 июня». После ее кончины чудесно зажглась свеча у гроба и по молитвам ее, заключает сказание, процветает основанная ею обитель 16.

       В беспросветной темени первого века монгольского ига сияет образ св. благоверной кн. Анны Кашинской. Канонизированная в царствование Алексея Михайловича в 1650 г. при патриархе Иосифе (+ 1652), изъятая через двадцать семь лет из числа русских святых в царствование Феодора Алексеевича по постановлению Соборов 1677-1678 гг. при патриархе Иоакиме, — бл. кн. Анна через 230 лет была вновь канонизирована в царствование Николая II в 1909 г. Единственный случай двойной канонизации в истории Русской Церкви.

       Жизнеописанию благ. кн. Анны и превратностям ее церковной судьбы будут посвящены дальнейшие страницы.

———

Примечания:

       1  И. Забелин. Домашний быт русских цариц XVI и XVII вв. М., 1901, гл. 2-я: «Царевна София». Обратно в текст

       2  Предвестницей его уже была на переломе XVI-XVII вв. св. праведная Иулиания Лазаревская. Обратно

       3  Монашеством заключили вдовство свое так много древнерусских княгинь, что перечислить всех невозможно. Упомянем хоть некоторых. Вдова Ярослава Мудрого (Ингигерда-Ирина) в постриге Анна. Вдова кн. Давида Ростиславича Смоленского, принявшая постриг тотчас после смерти мужа, скончавшегося в 1197 г. Вдова Константина Всеволодовича, кн. Владимиро-Суздальского приняла постриг над гробом мужа во время отпевания (в 1218 г.). Вдова кн. Василия Константиновича (Василька), кн. Ростовского, погибшего при Батые в 1237 г. Вдова Довмонта (Тимофея), кн. Псковского, схимонахиня Марфа, внучка св. Александра Невского. Вдова Феодора Черного, кн. Ярославского (скончался в 1299 г.), кн. Анна в постриге Анастасия. Вдова кн. Феодора Ростовского, кн. Мария, приняла постриг в день кончины мужа того же 21.Х1.1355 г.— Вдова Ярослава Ярославича, кн. Тверского, кн. Ксения, в постриге Мария (скончалась в 1322 г.). Вдова вел. кн. Михаила Тверского, Анна Кашинская (в схиме Анна), (скончалась в 1368 г.). Вдова кн. Тверского Дмитрия «Грозныя Очи», кн. Мария, приняла постриг в 1325 г. после гибели мужа в Орде в том же 1325 г. Вдова вел. кн. Симеона Гордого — Александра, в постриге Мария, мать св. Михаила Клопского. Вдова вел. кн. Дмитрия Донского, кн. Евдокия, в постриге Евфросиния, (скончалась в 1407 г.) и многие другие... Обратно

       4  Тверская лет. под 1205 именует ее «дочь Шварлова Чешского», по другим источникам она была «ясыня», т. е. родом с Кавказа, из племени ясов. Обратно

       5  Архиеп. Филарет Черниговский. Святые подвижницы Восточной Церкви, см.: «Христианское Чтение», 1870-1871 гг., начиная с № 6, 1870 г. и след. Обратно

       6  Весьма возможно, устав ее современницы — просвещенной императрицы Ирины, супруги императора Алексея Комнина (1080-1118 гг.), написанный ею для основанной ею же обители Богоматери «Обрадованной». (Лебедев. Очерки истории Византии от конца XI до XV века. М., 1892, стр. 146). Обратно

       7  О плаче Земли, оплакивающей своих грешных чад, упоминается в 3-ей книге Ездры 10, 9-13. Обратно

       8  Имущественная неприкосновенность, освобождение духовенства и церковных людей (населения, жившего на церковных землях) от податей, пошлин и повинностей, подсудность церковных людей своему церковному суду и некоторые другие льготы. Обратно

       9  Отец св. Александра Невского. Обратно

       10  В 1257 г. (Воскресен. лет.) св. Александр Невский сопровождал кн. Бориса Ростовского, ехавшего на свадьбу своего брата Глеба, женившегося на Ордынке (в крещении Феодора). Обратно

       11  Насильно была пострижена и заточена в Суздальском Покровском монастыре супруга Василия III — Соломония (в постриге София). Были сосланы в монастыри и пострижены: 4-я жена Ивана Грозного — Анна (Колтовская), 1-я жена царевича Иоанна Иоанновича — Евдокия (Сабурова), 7-я жена Грозного — Мария (Нагая), Ксения, дочь Бориса Годунова (в постриге Ольга), жена Василия Шуйского — царица Мария Петровна (в постриге Елена), Ксения Ивановна Романова (в постриге Марфа), царевна София Алексеевна (в постриге Сусанна), 1-я жена Петра I — царица Евдокия (Лопухина)... Погибли насильственной смертью: инокиня Евдокия — мать кн. Владимира Анреевича Старицкого (двоюродного брата Ивана Грозного) и его жена Евдокия; невестка Ивана Грозного — жена брата Юрия (в постриге Александра); жена Бориса Годунова — царица Мария. Обратно

       12  Воздухи — покровы на священные сосуды. Обратно

       13  Памятники старинной русской литературы. Изд. гр. Г. Кушелева-Безбородко. Сборник 1860 г. 1 выпуск. (Повесть и ее варианты.) Обратно

       14  Сказание в Никонов. лет. под 1378 г. Обратно

       15  Сказание в Степенной кн. 405—411 стр., и в Никоновской лет. под 1407 г. Обратно

       16  Даты кончины кн. Евдокии в Сказании и Никоновской летописи не совпадают: по Сказанию — 1400, по летописи — 1407 г. С такой путаницей в хронологических данных мы встретимся и в жизнеописании благ. кн. Анны Кашинской. Обратно

 


       Пo книгe СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ КНЯГИНЯ АННА КАШИНСКАЯ, Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1996 г.

На заглавную страницу