Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Святитель ТИХОН
Патриарх Московский и всея России

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Сретенский монастырь
Фонд Патриарха Тихона
1995

Часть первая

Москва 1917-й...

«Нет никакой власти на земле,
которая могла бы связать нашу святительскую совесть»

«Вам дано не только веровать во Христа, но и пострадать за Него»

 

... И нет того, кто целых восемь лет

Стоял на страже Церкви Православной,

Кто охранял ее в годины тяжких бед

От смуты внутренней в борьбе неравной.

Жил Патриарх - и мы спокойны были,

Что святость веры строго сохраним:

Мы верили ему, его высоко чтили;

Благословение Собора было с ним.

Но час пробил — и мы осиротели...

Святейший от трудов своих почил.

Уста сомкнуты, очи потускнели,

И голос смолк, что правде нас учил...

Окончен славный путь Христовой жизни,

Духовных подвигов, Святительских трудов,

И он, наследник неземной Отчизны,

Вступил в ряды увенчанных бойцов.

Склонись пред памятью его священной,

Кому Святая Церковь — Мать.

И научись, примером вдохновенный,

За святость веры до конца стоять.

 

«К тебе же, обольщенный, несчастный

Русский народ, сердце мое горит

жалостью до смерти».

 

МОСКВА. 1917-й...

      Москва. Воскресенье. От Иверской часовни, где только что служили молебен, идет процессия людей во главе с архиереем в фиолетовой мантии и золотой митре. Белый омофор сливается с белым цветом его лица. Борода у него серая — из-за ровной густой седины. Он идет твердой походкой, немного склонив голову к левому плечу. Это архиепископ Московский Тихон. Лицо его радостно и «растворяется» в какой-то светлой, едва уловимой и, пожалуй, немного застенчивой улыбке. Такие улыбки рождаются не из желания улыбаться, они отражают внутренний мир человека, преображающий весь строй его жизни. Печать этого преображенного состояния лежит на всем внешнем облике и Московского архиерея. Ясное, светлое выражение лица — застенчивое и немного грустное, мягкие движения и теплая улыбка...

       Скоро этот взгляд, такой необыкновенно светлый и одновременно грустный, эту улыбку узнала вся Россия, — архиепископ Тихон стал Всероссийским Патриархом. Именно его в тяжелые смутные дни скорби Бог призвал вещать русским людям слово истины и любви. Именно он только и мог с неоскудевающим мужеством и неугасимым теплом во взгляде встать на защиту своей Церкви, с грустной улыбкой на устах незримо вопрошая свою паству: «Что вы так боязливы, как у вас нет веры?» Именно он способен был сказать:

«НЕТ НИКАКОЙ ВЛАСТИ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРАЯ МОГЛА БЫ СВЯЗАТЬ НАШУ СВЯТИТЕЛЬСКУЮ СОВЕСТЬ».

       На письменном столе следователя ГПУ лежал ватманский лист, на верху листа, как солнце на небе, был изображен большой круг с надписью: «Патриарх Тихон». От него по нисходящей шли лучи, оканчивающиеся кружками поменьше — митрополиты. От них расходились новые кружки, размножаясь от тех — новые, меньше... внизу надпись: «тихоновцы» (из воспоминаний Н.В. Трапани).

       Чем же так провинился одиннадцатый Патриарх Русской Православной Церкви и кто же это такие - «тихоновцы»?

       Основным знамением всей жизни Патриарха Тихона, по его же определению, были слова Святаго Евангелия от Иоанна, которые духовным слухом услышал он в день своей архиерейской хиротонии: «Симоне, сыне Ионин, любишь ли Мя?» — обращается Господь к ученику. И эти слова Господа звучали для Патриарха вопросом всегда, всю его жизнь: «Тихоне! любишь ли Мя?» И он всегда отвечал: «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя!»

       Он любил всей своей жизнью, всеми делами своими. Этот же вопрос Патриарх негласно задавал всякому, кто встречался на его жизненном пути. И сподвижники, и ученики его отвечали ему верностью любви, следуя за своим Патриархом и Отцом, за что врагами Церкви и назывались не иначе, как «тихоновцы». А Русская Православная Церковь в 20-е годы нашего столетия настолько отождествлялась с именем ее Главы, что именовалась часто «Тихоновской» Церковью. За эту-то любовь ко Господу враг всякой правды, дьявол, всегда восстающий на Истину, и обрушился на Патриарха Тихона и его Церковь.

 

       «Настоящий грозный момент истории Российской Церкви, если мы по достоинству не оценим его значения, может закончиться приговором: «Отнимется от вас Царство Божие и будет дано народу, приносящему плоды Его».

Епископ Дамаскин ( 1935?)

  

       «Благословен Бог! И в наш век произросли мученики, и мы удостоились видеть людей, закалаемых за Христа, людей, проливающих святую кровь, которая орошает всю Церковь... и мы имеем у себя этих венценосцев».

Св. Иоанн Златоуст ( 407)

       И вот, когда затмились в совести народной христианские начала, ослабла и сама вера, когда служители тьмы — «волки в овечьей шкуре», прикрывая свою ложь цитатами Священного Писания, вошли в ограду Церкви, в разные уголки земли Русской отправлялись «посланцы» Патриарха Тихона, его апостолы. «Се, Аз посылаю вы яко агнцы посреде волки» (Мф. 10, 16). Проникнутые истинно апостольским одушевлением и ревностью о спасении христианских душ, они как бы воскресили евангельско- апостольские времена, с той лишь разницей, что сейчас нужно было заблудших возвратить в Церковь Христову — Единую, Святую, Апостольскую.

       И эти апостолы-иерархи, в старых заплатанных сапогах и потертых рясах, совершали чудеса. Земля, на которую они ступали, в скором времени вновь становилась православной. Народ русский шел за ними. А они, служители Истины, верные воины Христовы, как их называл Патриарх Тихон, заканчивали свой апостольский путь в тюрьмах и ссылках, как правило смертью крестной.

       Но в крови и страданиях новых мучеников Христовых, апостолов Патриарха Тихона, было торжество Церкви Русской, ибо это было торжество Духа: Бог открывал Себя в людях, стяжавших в себе бесценное сокровище, которого не стоит весь мир, — Богоподобие человека в святости жизни.

       Путь Христовой Церкви начался в Сионской горнице благословением ее Основоположника Христа, и почти сразу вышла она на путь страдания. И не раз поднималась она на свою Голгофу. И по тому, сколько пережила Церковь смертей, давно бы ей уже не быть на лице земли. Но эта кровь мучеников только укрепляла Церковь Христову.

       Сила Божия вела Церковь — и сила же Божия вручила кормило Церкви на Русской земле тому, кто самоотверженно делал Божие дело, кто вел народ Божий к вечности путем заповедей Господних — через страдания.

       Патриарх Тихон предвидел, что враг в первую очередь обрушит свой удар на епископов Русской Православной Церкви, чтобы пресечь благодатные струи, непрерывно текущие в Святой Церкви от Христа через апостолов. Но знал Патриарх и другое, что именно те, кого он посылал в омут греха, неверия и обмана, — верные его ученики, твердые в вере, в стоянии за нее до конца. И он благословлял своих «посланцев», этих новомучеников Российских словами апостола Павла:

«ВАМ ДАНО НЕ ТОЛЬКО ВЕРОВАТЬ ВО ХРИСТА, НО И ПОСТРАДАТЬ ЗА НЕГО».

       10/23 сентября в церкви Димитрия Солунского в Благушах Патриарх Тихон, вручая архипастырский жезл новопоставленному епископу, напутствовал его такими пророческими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию...».

       По прибытии в Петроград «посланец» Патриарха вечером же совершил всенощную в храме Космы и Дамиана, а на следующий день — Божественную литургию. По воспоминаниям людей, побывавших за этой службой в глаза этого архиерея малого роста, с бледным до прозрачности лицом, страшно было взглянуть: такой блеск стоял в лазурном строгом взоре. «Казалось, он сошел с иконы одного из древних святителей и послан прямо от Господа, и хотелось только, чтобы он возвел всех от скорбной земли к Богу, Которому он так пламенно и усердно молился». Когда же этот странный архиерей прочел Воззвание Патриарха, а потом заговорил сам, то столько было света в его нехитрой речи, столько тепла и силы духа в словах о Патриархе, что люди воистину почувствовали благодать Святой Церкви... Лишь немногие узнали в нем своего недавнего неутомимого духовного отца — смиренного иеромонаха Мануила (Лемешевского).

       Епископ Мануил служил ежедневно, неутомимо проповедуя слово Божие. И слово его было со властью. Люди воочию видели, что жизнь его однажды и бесповоротно отдана Тому, Кто не остановился пред Крестом. Целые приходы начали приносить покаяние и возвращаться под покров Святейшего Патриарха Тихона.

       В праздничные и воскресные дни епископ Мануил совершал по три службы в день. Этот маленький ростом, но могучий духом неутомимый архиерей мужественно и дерзновенно бился за душу русского народа. «125 дней, которые потрясли Петроград» — так называлась книга о борьбе епископа Мануила за Православие. Обращение Петрограда в Православие совершилось в удивительно короткий срок.

       «Посланец» же Патриарха Тихона был сослан в тихую обитель Зосимы и Савватия, ставшую знаменитыми Соловками, пополнив собой так называемый Соловецкий епископат, — 24 епископа Русской Православной Церкви уже пребывали здесь в ссылке.

       Другой «посланец» Патриарха Тихона несколько лет добирался до места своего назначения — Астраханской Церкви. Тюрьмы, ссылки — и только в декабре 1923 года, в праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», вступил на Астраханскую землю в стареньких заплатанных сапогах, с потертым саквояжем и дорожным узелком в руках «всеблаженный архиерей». Так называл Владыку Фаддея (Успенского) московский старец Георгий (Лавров).

       Когда сердобольные прихожане принесли Владыке новые теплые сапоги, он тут же отдал их нищим. Скоро весь город говорил о новом архиерее, как о человеке не от мира сего, который почти ничего не ест, целый день проводит в церкви, по ночам что-то пишет, а спит чуть ли не на голых досках...

       Ореолом святости Владыка Фаддей был окружен еще до Астрахани. Даже униаты считали его святым и тайком ездили к нему. Антонин (Грановский), для которого вообще не существовало авторитетов, называя Владыку Фаддея «праведником и святой жизни человеком», рассказывал, как его, Антонина, больного белокровием, Владыка поднял со смертного одра своими молитвами и терпеливым уходом.

       В домах многих верующих, в переднем углу, вместе с иконами находились фотографии Владыки Фаддея. Сам Патриарх Тихон в беседе с людьми не раз называл архиепископа Фаддея (Успенского) святым, «чудом нашего времени». А чтобы усилить силу своих слов, он рассказывал о письмах митрополита Кирилла (Смирнова), которые тот присылал Патриарху из тюрем и ссылки.

       А.И. Кузнецов в своих воспоминаниях о Патриархе Тихоне и Владыке Фаддее (Успенском) пишет: «Вот что рассказал мне Патриарх из писем митрополита Кирилла (Смирнова).

       — Привезли нас во Владимирскую тюрьму с Владыкой Фаддеем (Успенским) в один день и поместили в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе, я волновался, переживал и не знал, что с собой делать. Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя на полу, все время о чем-то думал, по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, Владыка взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время, — не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами». Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все — я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник...

Московский старец архимандрит Георгий (Лавров)

 * * *

Архиепископ Фаддей (Успенский)

       Постриженик Оптиной пустыни, бывший игумен Георгиевского монастыря, отец Георгий был взят на поруки из Таганской тюрьмы наместником Данилова монастыря Владыкой Феодором (Поздеевским), пребывавшим тогда еще на свободе. Данилова обитель до своего закрытия давала приют многим инокам и епископам Русской Православной Церкви. Отец Георгий не раз встречался с Владыкой Фаддеем (Успенским), часто служившим в Даниловом монастыре, называл Владыку «всеблаженным архиереем». Позже отец Георгий был сослан в Казахстан, умер в 1932 году на пути из ссылки.

       «Для нас настало настоящее христианское время, — не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв».

Владыка Фаддей

       Владыке Фаддею почти ежедневно приходили передачки. Получив очередную передачу, Владыка передавал ее старосте камеры, а тот делил ее на всех, самому Владыке доставалась всегда ничтожная часть... Как-то поступила обычная передача, Владыка отделил от нее небольшую часть и положил под подушку, а остальное передал для дележа. «Сегодня придет к нам наш собрат, — пояснил Владыка, — его нужно покормить, а возьмут ли его сегодня на довольствие?» Вечером привели в камеру молодого епископа Афанасия (Сахарова), и Владыка Фаддей дал ему поесть из запаса. Я был ошеломлен предсказанием и рассказал о нем новичку...».

       Скоро и астраханцы увидели в своем архипастыре отрешенного от всего мирского святого человека и пошли за ним тысячами как за своим духовным вождем. Они и не подозревали, что во иерархических кругах его еще знали и как доктора богословия. Но для Владыки миссия епископа, помимо чисто монашеского духа созерцания, состояла прежде всего в апостольской связи с народом, в назидании верующего сердца. И не случайно говорил он часовые проповеди за каждым богослужением, вел беседы за акафистами, в течение двух лет объяснял Священное Писание, предпринимал апостольские поездки по епархии. Собственный пример — вот главная сила в управлении Церковью архиепископа Фаддея.

       И этот «посланец» Патриарха Тихона, апостол Христовой истины не считал зазорным ходить в старенькой заплатанной рясе, в потертых чиненных сапогах и иметь всего одно облачение и одну митру. Но он считал зазорным для себя не сказать слова утешения другому, не оказать ему помощи, не выслушать его.

       Один деревенский батюшка явился к нему прямо с парохода — в 6 часов утра. И ничего, был принят через 10 минут...

       Воистину это уже был небесный гражданин здесь, на земле.

       Любопытно, что за все время служения в Астрахани Владыка не сказал публично ни одного слова против обновленчества. Но народ без слов обличения понял правду Церкви, воплощенную в этом божественном сосуде кротости, преданности и полного отречения от всего, что не есть Церковь.

       Астраханский идеолог обновленчества Ксенофонт Цендровскии, когда приносил покаяние в грехе раскола, сказал: «Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел Владыку Фаддея (Успенского), я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и я поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что я увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но и здесь, на ваших глазах.»

       А вот еще один эпизод влияния собственного примера Владыки на других. Дьякона отца Димитрия Попова уволили из прихода за самогоноварение. Отец Димитрий пришел к Владыке Фаддею с прошением, чтобы его взяли на службу в другой приход, намереваясь отрицать свою вину как «явную клевету» и опровергнуть обвинение. Но едва переступив порог комнаты, дьякон бросился в ноги архиерею. Владыка смутился: «Что Вы, что Вы, зачем это?» И, наклонясь, стал поднимать его. А дьякон вопил: «Простите меня, Владыка святой... я недостойный, окаянный, дьявол меня попутал и завлек в этот грех...» Владыка преподал ему благословение и сказал: «Молитесь Божией Матери, чтобы Она помогла Вам избавиться от этого соблазна».

       Позже отец Димитрий говорил: «... Увидев архиерея, я понял сразу, что такому человеку лгать нельзя. Его аскетический вид, большие глаза, кроткие и проникновенные, покоряли и звали к правде Божией. Беру на душу величайший грех, если скажу, что другому архиерею, особенно тому, кто меня рукополагал, я не солгал бы...». Данное Владыке Фаддею обещание отец Димитрий хранил до конца своих дней.

       Вообще, по воспоминаниям участников событий тех лет, все сподвижники Патриарха Тихона, так называемые «тихоновцы», так же, как и их Глава, отличались особым взглядом: глаза их излучали такую грусть, подчас настоящую боль, и одновременно необыкновенную теплоту и любовь. На вас смотрели уже из другого мира — детского незлобия, смирения, самоотречения и любви. И как прекрасен был этот мир! Как он отличался от нашей действительности!

* * *

       И вот из этого далекого мира света и любви, обители духа христианского смотрит на нас с фотографии еще один верный служитель «Христовой армии» Патриарха Тихона. Все та же печать необычайной простоты, все тот же взгляд, та же еле заметная улыбка... Чтобы так улыбаться и так смотреть — сколько же надо было выстрадать?!

«...об иерархии нашей и обо всех, у кормила Церковного сущих, усердно молю Господа, да умудрит их право править слово Истины».

       Епископ Афанасий (Сахаров), архиерей тихоновского поставления, пройдя вместе с Русской Православной Церковью крестный путь с 1917 года, был тем «столпом» Православия, со смертью которого в 1962 году отошла в прошлое целая эпоха.

       Соловецкий лагерь. Январь, 1923 год. Слева направо сидят: священник Алексий Шишкин, архиепископ Митрофан (Гринев), архиепископ Иларион (Троицкий), митрополит Евгений (Зернов), архиепископ Захарий (Лобов), протоиерей Павел Чехранов; стоят: протоиерей Симеон Краснов, протоиерей Илия Пироженко, священник Алексий Трифильев, священник Владимир Волагурин, протоиерей Петр Фалевич.

       «Тайных катакомбных «храмов» в Соловках было несколько, но самыми «любимыми» были два: «кафедральный собор» во имя Пресвятой Троицы и храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Первый представлял собою небольшую поляну среди густого леса. Куполом этого храма было небо. Стены — березовый лес... Храм же Святителя Николая находился в глухом лесу. Он представлял собою кущу, естественно созданную семью большими елями... Чаще всего тайные богослужения совершались в церкви святителя Николая. В «Троицком кафедральном соборе» богослужения совершались только летом, в большие праздники и особенно торжественно в день Святой Пятидесятницы. Но иногда, в зависимости от обстоятельств, совершались сугубо тайные богослужения и в других местах...»

Священник Михаил Польский

       «Соловецкие епископы, архипастыри — своего рода микрокосмос Русской Церкви... как бы малый постоянно действующий Собор епископов. Это разве не перст Божий, что нас здесь так много соединено вместе?.. Народ будет смотреть на нас как на совесть свою...»

Митрополит Мамуил (Лемешевский)

       ... 28 октября 1922 года, в день памяти Святителя Димитрия Ростовского, узники 17-й камеры Владимирской тюрьмы первыми совершили празднование Всем Русским святым по новой редакции Службы. Служба Всем Русским святым не употреблялась со времени Патриарха Никона. Восстановив Патриаршество, Поместный Собор восстановил и праздник Всех Русских святых.

       Особым символом было то, что здесь, в тюрьме, слагалась новая Служба Русским святым, — сама Россия, по существу, превращалась в тюрьму, а ее святые — в узников. Понимали ли они, епископы, возглавляемые Патриархом Тихоном, которых Господь неожиданно свел в одной камере, — епископ Афанасий (Сахаров; 1962), архиепископ Фаддей (Успенский; 1942), архиепископ Никандр (Феноменов; 1933), епископ Николай (Никольский; 1928), епископ Дамиан (Воскресенский; ?), епископ Корнилий (Соболев; 1933), епископ Василий (Зуммер; 1923)... — что службу эту они составляли, по существу, и для себя, мучеников и исповедников Единой Православной Русской Церкви.

       «Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся. Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном Отечестве вашем и о почитающих вас любовию...» — эти слова из Службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, написаны епископом Афанасием (Сахаровым), трудившимся над окончательной ее редакцией почти всю свою жизнь и считавшим своим долгом молиться к новым Российским мученикам о заступничестве за их земное Отечество.

       Поставленный на архиерейскую кафедру Патриархом Тихоном, епископ Афанасий за 33 года архиерейства провел на епархиальном служении всего лишь 33 месяца, в изгнании — 76 месяцев, в узах — 254 месяца. И за все эти годы он не уронил достоинства православного епископа и был верен заветам своего Главы и духовного вождя. Владимирская тюрьма, Таганская — в Москве, Зырянский край, снова московская тюрьма, Соловки, Туруханский край, Красноярская тюрьма, Беломоро-Балтийские лагеря, Омская область, Ишимская тюрьма, Мариинские лагеря, Зубово-Полянский дом инвалидов... И при этом необыкновенная доброта и всепрощающая христианская любовь ко всем.

       Жизненный подвиг привел Владыку Афанасия к непостижимой мирским сознанием добродетели внутреннего примирения со своими гонителями. «И я, грешный, иногда осуждаю других, остающихся не в изгнании. Но может ли кто поручиться за меня, могу ли я поручиться за себя, — как бы поступил я, не будучи в изгнании?» — писал он.

       Став полным инвалидом, он находил в себе силы повторять слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все!» Единственное от чего он страдал, что был лишен возможности служить:

       «... Великая пятница... а мы на лесоповале, в болотистой чаще дремучего леса, увязаем в тину с опасностью провалиться в так называемые волчьи ямы, а кто попадал в них, тот сразу погибал. И в такой обстановке мы исповедывались друг у друга...» Примерно в то же время Владыка пишет близким: «В жертву надо отдавать не то, что малоценно, а что особенно дорого. Моей отрадой всегда было Богослужение, и именно это Господь и избрал. Тяжела бывает рука Господня, но буди на все Его святая воля... Он ведает то, чего не знаем мы... И какое великое утешение вера наша! Мы и в бедах не унываем, и в скорбях не малодушествуем... уповаем, что за скорбь земной разлуки Господь утешит нас радостью вечного общения в Его горних обителях...»

       Так же, как и архипастырь всей России Тихон, епископ Афанасий призывал народ русский прежде всего хранить верность Богу — во всех обстоятельствах:

       «Мы Твои, Господи, во Имя Твое спаси нас. При всех наших грехах мы никогда не отрекались от Имени Твоего, не стыдились именоваться христианами... за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки (Пс. 16, 4)».

       В 1955 году этот великий иерарх написал известное свое письмо, по существу послание епископа — не только своим духовным чадам, но всем русским людям:

       «Милость Божия буди с вами, рабы Божии, скорбящие о скорбях Матери нашей — Церкви Православной Российской. Всем сердцем разделяю скорби ваши. И вот что скажу вам во утешение. Верно то, что я многое не знаю, что знаете вы, но мне известно и многое такое, что еще неведомо вам.

       ... Вспоминаю я слова апостола Павла к Филиппийцам: Одни по любопрению проповедуют Христа... другие — из любви... Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренне, я и тому радуюсь и буду радоваться (Флп. 1, 18). Конечно, нам нужно всячески остерегаться, чтобы не стать участниками чужих грехов, но нам нужно и всячески беречься того, чтобы не отпасть от единства Церковного... благодать Божия в Церкви... Господь посылает Ангела Своего, который за недостойных священнослужителей невидимо совершает службу Божественную и подает благодатное освящение с верою приступающим.

       ... Не лишайте себя утешения молиться в храме Божием... Молю Бога, чтобы меня и братию, единомысленную мне, Он Сам наставил и умудрил так, чтобы нам против единства церковного не погрешить, совестию не покривить и соблазнов не умножить. А об иерархии нашей и обо всех, у кормила Церковного сущих, усердно молю Господа, да умудрит их право править слово Истины».

       Уже в конце своего земного пути этот верный ученик и «посланец» Патриарха Тихона повторил слова своего Отца и Главы — «Благодать Божия — в Церкви Единой... да умудрит вас Господь право править слово Истины».

       По рассказу духовной дочери Владыки Афанасия, ухаживающей за ним последние четыре года, кончина его была особенной. Он пропел свои любимые моления русским святым. Взгляд его был устремлен в недоступные живущим здесь дали, лицо просветлело, он улыбался и недоуменно оглядывался по сторонам. «Скажи, где я был?» — спросил он несколько раз. Видимо, русские святые явились ему... Владыка скончался 28 октября 1962 года, в воскресенье, в 8 часов утра, как и предсказывал ранее.

       Кого увидел епископ Афанасий в чудесном явлении? Святых новомучеников Российских? Или святителей Русских и своего Отца — Святителя Тихона?..

       Это тайна. Так же, как тайной покрыта кончина почти всех сподвижников и последователей Патриарха Тихона, да и самого Святейшего... Тайной покрыто многое в истории нашего народа в этот период. Либо дух времени — дух коварства, злобы, лжи и неверия искажает смысл происходящего в тот момент, подобного которому навряд ли что было в нашей истории.

       Восстановление Патриаршества — столь великое, историческое событие, значение которого мы до сих пор ясно не сознаем. А личность Святейшего Патриарха Тихона «выходит» за пределы истории и чисто человеческим разумением не может быть понята.

       Она — в десятках других иерархов, в его учениках и сподвижниках, новых мучениках Российских, не просто так получивших наименование «тихоновцев». Духом своего Первосвятителя, Духом Христа они водились.

       Личность Патриарха — в Церкви Христовой, и не зря враги Церкви — это и враги Патриарха, поэтому и Русскую Православную Церковь они называли Тихоновской или Патриаршей.

       Как Церковь Русская в те годы немыслима без Патриарха Тихона, так и за образом Патриарха Тихона стоит Русская Церковь. И только Духом можно это понять. Только Духом можно знать, что не годами, а испытаниями и нашими грехами потрясенный старец, Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России, — живой светильник и сосуд Православия. Где он — там Православная Церковь. Кто с ним — тот в лоне Церкви Христовой. И единственный путь быть со Христом Иисусом — быть с Патриархом.

         И пусть, взирая на пути Промысла Божия, умолкнут те, кто дерзает человеческим судом указывать и поучать о путях спасения огромной Русской паствы. Господь управит Свою Церковь. Пусть поостерегутся и те, кто, обладая земной властью, пытаются управлять судьбой двухтысячелетней Христовой Церкви. «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7).

       Православным же христианам самим Промыслом Божиим указаны небесные защитники на смутные времена, к которым пред лицом страшного, совершающегося над страной нашей суда Божия первая наша сегодня молитва.

СОБОРЕ

СВЯТЫХ РУССКИХ,

ПОЛЧЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ,

МОЛИТЕСЯ О ГОСПОДУ О

ЗЕМНОМ ОТЕЧЕСТВЕ ВАШЕМ

И О ПОЧИТАЮЩИХ ВАС ЛЮБОВИЮ.

 

«...Установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января по старому стилю всех усопших в нынешнюю годину гонений исповедников и мучеников...»

Поместный Всероссийский Собор. 18 апреля, 1918 год.

«Мученицы Христовы преблаженнии, на вольное заколение сами себе предаете, и землю Русскую кровь ми вашими освятисте, и воздух просветисте преставлением; ныне же живете на Небесех, во свете невечернем, о нас всегда молящеся, боговидцы...»

(Глас 8)

 

* * *

Епископ Пермский Андроник (Никольский). Арестован, по одной из версий закопан живым в землю 20 июня 1918 года.

 * * *

Епископ Тобольский и Сибирский Ермоген (Долганов; 1918), по одной из версий утоплен в р.Туре, против села Покровского.

«... произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающие всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее... Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних... реки крови русской прольются...»

Преподобный Серафим Саровский ( 1833)

* * * 

Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — расстрелян в Чимкенте 20 ноября 1937 года

       Митрополит Кирилл был назначен Патриархом Тихоном первым кандидатом 6 местоблюстители Патриаршего престола. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский перед своей кончиной просил, чтобы его отпевал епископ Кирилл (Смирнов), тогда викарий Петроградский. Он знал высокую душу этого святителя.

      В 1925 году, когда скончался Святейший Патриарх Тихон, местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Петр (Полянский), а после его ареста — митрополит Сергий (Страгородский). Созвать Собор для выборов нового Патриарха оказалось невозможным. Тогда архиепископ Иларион (Троицкий), находившийся в заключении на Соловках, предложил избрать Предстоятеля Российской Церкви «заочно» — по письменным отзывам иерархов. За митрополита Кирилла, имя которого было названо в завещании Святейшего Патриарха Тихона первым в числе кандидатов в местоблюстители, высказались 72 архипастыря.

       Тучков, когда ему стали известны результаты голосования, сказал, что допустит интронизацию митрополита Кирилла на Патриарший престол только с условием, что в будущем тот при наставлении епископов станет следовать его указаниям. Владыка Кирилл ответил ему: «Евгений Алексеевич, вы — не пушка, а я — не снаряд, при помощи которого вы надеетесь уничтожить Русскую Церковь».

      Властям не нужен был столь самостоятельный иерарх, и его снова сослали — в Туруханский край. Но напрасно враги Церкви думали сломить дух святителя. Он до конца дней своих не смирился с униженным положением Церкви.

       «...Воздерживаясь от совершения с Вами Литургии, я не считаю, однако, ни себя, ни Вас стоящими вне Церкви. Я воздерживаюсь литургисать с Вами не потому, что Тайна Тела и Крови Христовых будто бы не совершится при нашем совместном служении, а потому, что приобщение от Чаши Господней обоим нам будет в суд и осуждение, так как внутреннее настроение, смущаемое неодинаковым пониманием своих церковных взаимоотношений, отнимает у нас возможность в полном спокойствии духа приносить милость мира, жертву хваления».

Из письма к митрополиту Сергию (Страгородскому) от 30 октября 1929 года

 

Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) — по возвращении из ссылки умер в 1928 году

       «Братья и сестры о Господе, наши духовные чада! Храните единство святой веры, в союзе братского мира. Не поддавайтесь смущению, которое новые люди стремятся внести в ваши сердца по поводу учения нашей Православной веры; не склоняйтесь к соблазнам, которыми они хотят обольстить вас, производя изменения в Православном богослужении, действуя не законными путями соборного установления, но по своему почину и разумению, не повинуясь голосу древних вселенских отцов и великих подвижников, создавших наши Церковные уставы...»

Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский; 1937)

* * *

Архиепископ Иларион (Троицкий; 1929)

       «...Еще апостол Павел говорил, что, кто отступил от чистосердечной любви, от доброй совести и нелицемерной веры, тот уклоняется в пустословие, желая быть законоучителем, но не разумея ни того, о чем говорит, ни того, что утверждает (1 Тим.1, 5 - 7)...

       Наше время — время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена христианством; живая жизнь — отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между Православием и ересью, между истиной и заблуждением... Слишком часто говорят теперь о недостатке жизни в Церкви, об «оживлении» Церкви... Жизнь Духа Божия непонятна человеку душевному, она кажется ему даже юродством, ибо доступна она человеку только духовному».

 

 

* * *

Архиепископ Серпуховской Арсений (Жадановский), наместник Чудова монастыря Московского Кремля. Расстрелян 27 сентября 1937 года.

 

       «Правда мира поколебалась. Ложь стала законом и основанием человеческой жизни. Слово человеческое утратило всякую связь с истиной, с предвечным словом, потеряло всякое право на доверие. Люди потеряли веру друг в друга и потонули в океане неискренности, лицемерия и фальши.

       Но среди этой стихии всеобщего растления, огражденная скалой мученичества и исповедничества, непоколебимо стояла Церковь, как столп и утверждение Истины. Изолгавшиеся и истомившиеся в своей лжи люди, знали, что есть место, куда не могут захлестнуть мутные волны неправды, есть Престол, на котором сама Истина утверждает свое царство и где слова звучат не как фальшивая, не имеющая ценности медянка... Не от того ли потянулось к Церкви за последние годы столько охваченных трепетом веры сердец, которые до того были отделены от нас долгими годами равнодушия и недоверия?

       Что же скажут они, что они почувствуют, когда и оттуда, с высоты амвона зазвучат слова лицемерия, человекоугодничества и клеветы. Не покажется ли им, что ложь торжествует свою конечную победу над миром и что там, где мерцал для них светом невечерним Образ воплощенной Истины, смеется в отвратительной гримасе личина отца лжи?..

       Ложь рождает только ложь, и не может быть она фундаментом Церкви. У нас перед глазами позорный путь «церкви лукавствующих» — обновленчества...»

 

Архиепископ Воронежский Петр (Зверев). Наречение во епископы состоялось в покоях Святейшего Патриарха Тихона в 1919 году. Арестован в 1926 году и заключен в Соловецкий лагерь. Заморожен в карцере 25 января 1928 года.

 

       «...Мы пока, по милости Божией, живы, здоровы и благополучны. Я состою на должности сторожа вместе с Курским архиепископом. И слава Богу!.. Наша совесть спокойна, мы сделали все, что требовалось, и пусть никто не верит никаким наветам вражиим и не сомневается в чистоте нашего Православия. Молю Бога открыть глаза искренне верующим и собрать всех воедино... Молитвенно желаю вам от Господа всяких милостей и спасения душевного, последнее — самое главное: будет оно, будет и все остальное, только сумейте полюбить Христа, сумейте Им Единым дышать, жить, о Нем лишь думать, к Нему стремиться, Его слова в Евангелии читать, заучивать и воплощать в жизни. Сумейте полюбить Христа, и всем около вас будет тепло, покойно и не тесно. Помолитесь, чтобы и меня Господь научил этой единственно нужной науке...»

Соловки. Архиепископ Петр (Зверев).

 

Епископ Шлиссельбургский, викарий Петроградской епархии, Григорий (Лебедев; 1948). Наречение в епископа совершал Патриарх Тихон 16 ноября 1923 года.

 

       «Святители Божии, только вам — мое слово. Сейчас идет суд Божий... И в этот момент, если мы сделаем ставку на человека и человеческое, мы будем только несчастны. Разве события церковной жизни настоящего и недалекого прошлого не дают нам доказательства правильности этого? Разве перед вашими глазами не прошли десятки примеров, как рушились расчеты на человеческое?! Ведь вы видели, как банкротились ставки на многолетнюю мудрость, на опытность... даже на духовность, воспринимаемую человечески. И если мы свое упование направили на человеческое, то настоящие лукавые дни, разметав человеческое, не потрясли ли до основания самых упований наших? И вы знаете, что мирское мудрование и теперь терпит банкротство, носители его подходят к безверию, и не слышится ли вам голос, — да что же такое ваша Церковь и где Она?.. Нет... Ставка на человеческое, простите, я скажу вам резкое мирское слово, — бита...

       Что я буду говорить о себе? Что я готовился к предстоящему служению рождением, образованием, воспитанием и настроением? Да какая же ценность всего этого?.. Никакой... Готов ли я? Достоин ли?.. — Не готов. Не достоин. Но идет суд Божий, отметается человеческое, дается Божие. Вот моя вера. И при ней я ничтожная щепка, вздымаемая Промыслом на гребень волны. И задача моя одна — неизменно пребывать в русле Божественного Промысла, отдаться Богу безраздельно, всем существом, без рассуждения.

       И вот, без оглядки назад, с верой в неотвратимость предназначенного, я иду. Я иду, покорный Промыслу, и пусть совершится Таинство Божие в нелицеприятном суде Его. В мысли своей, в настроении моем и на языке моем одно слово — слово молчания. И молитва моя одна. Ей, гряди, Господи Иисусе, гряди благодатию Духа Святого Твоего... чтобы в моей немощи и через нее совершились судьбы Твои...»

 

Архиепископ Феодор (Поздеевский)

       «В области церковной жизни может и должна быть одна главная реформа: покаяние и молитва. А все остальное... пойдет из этой благодатной реформы духа».

 

       «Даниловцы». Слева направо: архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), настоятель Московского Свято-Данилова монастыря, ректор Московской Духовной Академии (после революции почти постоянно находился в тюрьмах, ссылках и лагерях; но никогда молитвенно не оставлял своих даниловцев; расстрелян 23 октября 1937 года в Ивановской тюрьме); иеромонах Герасим (Садковский); архимандрит Герман (Ряшенцев), впоследствии епископ. В смутное время «даниловцы» подтвердили свою преданность и послушание Патриарху Тихону.

 

       «Благословлять подобает Господа за ниспослание нам настоящих испытаний, направленных для пользы и спасения нашего, а не прыгать в паническом страхе в болото, где позорная гибель заранее обеспечена... Сколько бы ни делать сатане уступок, он будет требовать все новых жертв себе, ибо такова природа зла... Сила Церкви и источник Ее постоянного обновления не во вне, а внутри Ее самой, и наиболее победный путь ее именно тот, который внешне выражается иногда в значительных жертвах с Ее стороны. Этими жертвами больше всего выявляется сила духа Церкви, степень горения в Ней благодати Христовой. Только слабодушием и отсутствием веры в победную силу благодати Христовой объясняются уклоны обновленцев...»

 

Епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик; 1935?)

       «Во всяком организме угасание духа вызывает конвульсии. Слишком далеко стояли мы в нашей церковной жизни от заповедей Христа, от руководства учением святых апостолов, от заветов святых отцов, мучеников и исповедников. Тяжкие скорби стали необходимы, чтобы хоть таким путем обратить наше внимание на великий грех призванных к святости носителей имени Христова. Может быть, во всем этом уже начало суда Божия над грешным миром, надлежит же «начаться суду с дома Божия» (1 Пет. 4, 17).

       Все мы дадим ответ Грозному Судии и за уходящих по нашей вине, и за гибнущих вне спасительной ограды Церкви овец Христова стада, за угасание светильника Евангельской Правды и Света на земле...»

       Святейший Патриарх Тихон 6 1923 году лично посвятил о. Дамаскина во епископа Глуховского, управляющего Черниговской епархией.

       Даровитый проповедник и миссионер, смелый и энергичный, епископ Дамаскин большую часть времени проводил в поездках по городам и селам епархии, посещал также Киев и Харьков. Всюду необыкновенный епископ совершал богослужения в переполненных храмах.

       С 1925 года для Владыки Дамаскина началось время арестов и ссылок. С разными этапами гоняли его то на север, то на юг. Во время одного такого этапа Владыка взвалил на плечи ослабевшего своего духовного сына отца Иоанна и так нес его до стоянки (иначе отставшего пристрелили бы). В 1928 году в поселке Полой (на 10 градусов севернее полярного круга) произошла встреча епископа Дамаскина с митрополитом Кириллом (Смирновым), после которой они стали большими друзьями. В 1935 году Владыку Дамаскина отправили в Сибирь, через некоторое время пришло известие о его смерти.

       По одной версии, его в очередном этапе глубокой осенью везли на далекий север; среди заключенных был священник, одетый в легкий подрясник. Епископ Дамаскин снял с себя верхнюю рясу и со словами: «У кого две одежды, дай неимущему» — закутал в нее священника. Но надорванное здоровье не выдержало стужи, Владыка через несколько дней умер. Тело его опустили на дно реки.

       По другой версии, он умер в тюремном лазарете от гангрены ног. И та, и другая версия — характерный эпизод из жизни гонимых за веру Российских мучеников. Так епископ Дамаскин, пройдя через тюрьмы, Полой, Соловки, Казахстан и Сибирь, взошел на свою Голгофу.

 

Епископ Дмитровский Серафим (Звездинский; ?). 15 декабря 1919 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии Святейшим Патриархом Тихоном. В 1922 году несколько раз был арестован и сослан. В 1937 году приговорен к десяти годам заключения без права переписки. Дата смерти неизвестна.

 

       «В обителях небесных плачут о нашей земле святители русские — стоятели за Церковь прошлых веков, и мученики, и исповедники недавнего прошлого. Церковная истина не всегда там, где большинство. Об этом свидетельствует история великих святых — Афанасия, Иоанна Златоуста, Феодора Студита... Но к ним прильнет и пойдет за ними ищущая правды душа народа...

       На непоколебимом камне воплощенной Истины, в дыхании Божественной свободы хотим мы созидать твердыню Церкви. Совершенно искренне мы отслеживаемся от всякого политиканства и до конца честно можем декларировать свою лояльность. Но мы не думаем, что лояльность эта непременно предполагает клевету и ложь. Мы считаем, напротив, что политическая лояльность есть, прежде всего, добросовестность и честность. Вот эту-то честную, построенную на аполитичности лояльность можем мы предложить правительству и думаем, что она должна расцениваться дороже, чем явное, похожее на издевательство, лицемерие».

       «Стою на правде и интересах Церкви. А там — что Бог даст. Совесть будет спокойна, что сделано все возможное...»

Епископ Платон

Епископ Ревельский Платон, первый правящий Эстонский епископ. Зверски замучен в ночь на 1 (14) января 1919 года.

 

       «Свидетельство даже до смерти истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, Свидетель верный (Откр. 1, 5), на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине (Ин. 18, 37) и чтобы в крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих...»

Из «Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви» (31 марта - 4 апреля 1992 года)

       «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его...

       Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1, 1-5, 8-13).

 

 

 


       Пo книге Святитель Тихон — Патриарх Московский и всея России, составление и общая редакция О. В. Орловой, Москва, Сретенский монастрырь, Фонд патриарха Тихона, 1995 г., по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

       На заглавную страницу