Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Церковно-исторические параллели
 

У СВЯТИТЕЛЯ Макария были предшественники и преемники трудов, с которыми он был связан местом своего служения. Типологическая же связь предполагает аналогию в деятельности лиц, разделенных эпохами и временем.

       В похвальном слове Российским чудотворцам, памятнике XVIII века, святитель Макарий характеризуется таким образом: «Мудроделательная же трудолюбивая пчела, блаженства тезоименитый архиерей, новый Ездра, иже толиким всесладчайшим сотом Священных писаний собрания вся Российския концы пребогато наслади и толикими священных апостольских и отеческих законов уставоположении соборне соборную в России Церковь, яко крепкими стенами оградив утверди» 202. Таким образом, митрополит Макарий уподоблен древнему пророку Ездре, составившему библейский свод книг.

       Современник митрополита Макария называет его «презельным вторым Филадельфом, книголюбцем завидливым» 203. Египетский царь Птоломей Филадельф (284-247 гг. до Р. X.) прославился своей любовью к просвещению. Его усилиями была создана знаменитая Александрийская библиотека и организован перевод книг Священного Писания с еврейского языка на греческий. Славянская традиция сравнивает с этим египетским царем знаменитых книжников: болгарского царя Симеона (863-927), Тырновского патриарха Евфимия (+ XIV в.), Тверского князя Бориса Александровича (1425-1461).

       «В определенном смысле культурная ситуация в Московском государстве в середине XVI века напоминает атмосферу, господствовавшую во времена императора Константина Порфирородного и Симеона Метафраста, когда, как предполагается, по личному желанию базилевса была совершена обширная собирательная литературная работа в различных областях духовной жизни. Отсюда совершенно естественно развитие литературного интереса в Московской Руси, довольно запоздалое, к знаменитому византийскому собранию житий Симеона Метафраста, который творил в Х веке» 204. Большая плодотворная и многообразная деятельность Всероссийского митрополита Макария характеризуется собиранием и обработкой духовного наследия. Если, по словам византийского автора Михаила Пселла, «вокруг Симеона было собрано немало помощников» 205, то русским Симеоном Метафрастом был митрополит «Третьего Рима» — святитель Макарий. Однако между ними есть и различия: Симеон Метафраст метафразировал только агиографическую письменность, а область книжной деятельности митрополита Макария была значительно шире, охватывая всю духовную письменность.

       Болгарские исследователи видят в Симеоне Метафрасте прообраз Тырновского патриарха Евфимия 206. В XIV веке болгарская культура переживает время расцвета, и связано это прежде всего с именем патриарха Евфимия. Это было время духовного расцвета в православном мире, время «Православного возрождения» 207. Время патриарха Евфимия в Болгарии соотносимо с эпохой митрополита Макария в Московской Руси: совершается прославление святых, пишутся жития, осуждаются еретики. У общеславянского дела, основание чему положили святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885), были знаменитые продолжатели, деятели духовного просвещения. Эпоха расцвета византийской культуры IХ-Х веков имела типологическое повторение в Болгарии в XIV веке и в Московской Руси XVI века.

———

Примечания:

       202  Служба всем святым Российским чудотворцам типом издана в честь и славу во святых Своих почивающему Богу в Ставропичии Гродненской второе с преждепечатанной в Кракове, року 7294 (1786).— Л. 66. Обратно

       203  Шляпкин И. А. Ермолай прегрешный, новый писатель эпохи Грозного // Сергею Феодоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели: Сб. СПб., 1911.— С. 567. Обратно

       204  Stender-Petersen A. Geschichte der russischer Literatur. Munchen, 1957. Вd. 1.— S. 148. Обратно

       205  Памятники византийской литературы IХ-ХIV веков. (Сб. статей). Отв. ред. П. Фрейденберг. М., 1969.— С. 80. Обратно

       206  Иванова Кл. Патриарх Евтимий и агиографската традиция в средневековната литература: (650 години от рождения ну) / Литературна мисъл. 1977. № 10.— С. 93. Обратно

       207  Прохоров Г. М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1979. Т. 34: Куликовская битва и подъем национального самосознания.— С. 3-17. Обратно

———

Содержание


       Пo книге Архимандрита Макария (Веретенникова) СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ (1482 — 1563), Москва, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, издательство «Отчий дом» 1996 г., по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

На заглавную страницу