Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Первосвятительская деятельность
митрополита Макария
 

ОДНИМ из важнейших исторических и политических событий XVI века является венчание первого царя на Руси. За несколько дней до первого Собора, прославившего русских святых, в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий венчал на царство 17-летнего Великого князя Иоанна IV, который получил, таким образом, церковное благословение на управление Русским государством. Это славное торжество явилось результатом развития русского национального самосознания и государственности.

       Исторически венчанию на царство способствовали такие события, как падение Византии, прекращение на Руси татарского ига и вступление в брак Великого князя Иоанна III в 1472 году с племянницей последнего византийского императора Софией Палеолог. Исторический прецедент венчания на Руси уже был. 4 февраля 1498 года митрополит Симон венчал княжича Димитрия, внука Иоанна III. Но тогда цель венчания заключалась в закреплении великокняжеского престола за малолетним наследником, а не в возвышении Московского государя.

       Чин царского венчания был совершен в Успенском соборе Кремля, кафедральном храме Русской Митрополии. Летопись пространно сообщает об этом: «Тоя же зимы, генваря 16, в неделю, венчан бысть на царство Русское благоверный князь Иван Василиевичь всея Русии пресвященным Макарием Митрополитом всея Русии, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и всем освященным Собором Рускыа Митрополиа... Егда же вниде князь великий Иван Василиевичь всея Русии в соборную церковь, и Митрополит с всем освященным Събором начаша молебен Животворящему Кресту и Пречистой и Петру чюдотворцу, и после «Достойна» и «Трисвятаго» и по тропарех и повеле Митрополит принести крест животворящий к собе двема архимандритом Спасьскому и Симановьскому. И Митрополит снем животворящий крест с блюда злата до положил на великаго князя Ивана Василиевича и рече молитву... в услышание всем... И по молитве велел к себе Митрополит с налоя принести тем же двема архимаритома диадему, сиречь бармы, и знаменал Митрополит великаго князя Ивана Василиевича крестом и положил на него бармы... велел к себе Митрополит принести шапку... сиречь венецъ, да перекрестил великаго князя крестом, глаголя: «Въ имя Отца, и Сына и Святаго Духа», и положил на него шапку» 54. После многолетия началась Божественная Литургия, после которой Святитель, поздравив нововенчанного царя, произнес особую приветственную речь. В ней он призвал царя иметь любовь к Церкви, блюсти заповеди Божии, заботиться о своих подданных.

       Царское венчание — важное событие в русской истории. До этого времени коронование совершалось либо в Константинополе (до 1453), либо в Риме, и совершал его Патриарх или Папа. Теперь венчание было совершено в Москве Всероссийским Митрополитом. Описание этого события помещено в различных древнерусских летописях. В 1551 году в Успенском соборе было устроено царское моленное место. В 1561 году митрополит Кизичский Иоасаф привез из Константинополя в Москву патриаршую грамоту, в которой подтверждалось царское венчание Иоанна Грозного.

       Во время Первосвятительства Митрополита Макария в Москве, и в целом в Русской Церкви, молитвой и богослужениями торжественно отмечаются различные церковно-государственные события. На следующий год после его интронизации была Кирио-Пасха 55. А в 1546 году было сделано указание о старшинстве настоятелей русских монастырей. 15 лет спустя первым архимандритом в Церкви был определен настоятель Троице-Сергиева монастыря.

       С именем Митрополита Макария византолог Г. Острогорский связывает появление на Руси и Чина шествия на осляти в Неделю Ваий. Самое раннее упоминание о совершении этого Чина, причем уже хорошо известного, относится к 1548 году и связано с Новгородом 56, где, как известно, до 1542 года святитель Макарий был архиепископом. Сам митрополит Макарий, отстаивая пред царем недвижимость церковных имуществ, в частности, говорит о том, как император Константин совершал «конюшеское» служение, вел под узды коня Папы Сильвестра, заповедовав таковое творить и в последующие времена 57. По мнению Г. Острогорского, в силу этого молодой царь Иоанн Грозный участвовал в совершении этого Чина, что подтверждают свидетельства иностранцев.

       В одном позднем памятнике говорится, что «шествие на осляти» в великий праздник совершал в Великом Новгороде в конце XV века архиепископ Геннадий 58. В Москве Чин совершался после интронизации главы Русской Церкви. Но при митрополите Макарии его совершение приобретает большую торжественность, особенно после построения памятника казанской победы, храма Покрова на рву, где был придел Входа Господня в Иерусалим. Сюда и направлялся митрополит Макарий, когда совершал Чин шествия на осляти. Один англичанин, бывший в 1558 году в Москве, подробно описал увиденное им шествие на осляти и шествие на Иордань в праздник Богоявления 59.

       В Даниловом монастыре при митрополите Макарии был построен собор в честь Семи Вселенских Соборов. Как справедливо отмечается, «в посвящении храма Данилова монастыря можно видеть попытку установления нового праздника Русской Церкви — в честь Семи Вселенских Соборов, подобно тому, как это произошло некогда с праздником Покрова Пресвятой Богородицы» 60.

       В годовщину великого московского пожара 21 июня 1548 года был издан указ творить вселенские панихиды. Этот указ сохранился во множестве списков в составе заупокойных Синодиков.

       В связи с бедствиями в Свияжске в Успенском соборе митрополит Макарий совершает водосвятный молебен с омовением мощей, творятся усиленные молитвы, после чего святая вода и учительное послание Святителя были посланы в Свияжск с Тимофеем, протопопом Архангельского собора.

       В Первосвятительство митрополита Макария в Москву, как и в предыдущее время, приносятся для поклонения чудотворные иконы. В 1551 году из новооснованного города Михайлова была принесена икона Архангела Михаила 61. В 1555 году был принесен чудотворный образ святителя Николая Великорецкого. Его поновлял вместе с благовещенским протопопом Андреем сам митрополит Макарий. Одновременно было написано множество копий с иконы почитаемого в народе Святого 62. А через три года для поклонения были принесены иконы Богоматери и святителя Николая, которые чудесно не пострадали при взятии русскими войсками города Ругодива, нынешней Нарвы.

       Во время малолетства Иоанна Грозного учащаются набеги татар на Русскую землю, увеличивается число уведенных в плен. Ко времени возмужания первого царя сложилась нестерпимая ситуация: «Первоочередной задачей внешней политики Русского государства к середине XVI века стала борьба с Казанским ханством, за спиной которого стояло Крымское ханство и, могущественная тогда, султанская Турция» 63. В 1550 году состоялся неудачный зимний поход русского войска в Казань. И хотя Казань из-за начавшейся распутицы не была взята, однако был заложен плацдарм для последующего покорения Казани — основан град Свияжск.

       Началу победоносного похода 1552 года предшествовал молебен в Успенском соборе. Святитель Макарий, «муж в добродетелех совершенный», пророчески предрек царю успех начинающегося похода 64. Во время похода в Коломне царь молится перед чудотворным образом Донской Богоматери. В Муроме он поклоняется «сродникам своим и великым чюдотворцом князю Петру и княгине Февронии» 65. В это время митрополичий боярин привозит царю святительское послание, в котором он говорит о молитвах, воссылаемых Церковью о ниспослании победы русскому воинству. Послание главы Церкви, несомненно, имело большое значение для духовного укрепления воинства и самого царя. «Государь благочестивый прочте писание Митрополиче и благодарно въсприах и внутрьуду на скрыжалех сердца своего написах» 66. На следующий день после праздника Покрова, еще во время чтения литургийного Евангельского зачала, раздался взрыв крепостной казанской стены из подкопа, и начался решительный штурм, после чего Казань пала.

       О покорении Казани было сообщено митрополиту Макарию, который оставался в Москве «во всем беречи царство».

       Возвратившегося царя торжественно встречают москвичи. «И прииде государь к царьствующему граду Москве, и стречаху государя множество народа. И толико множество народа, — и поля не вмещааху их». При встрече москвичи услышали благодарственную речь царя за усиленные молитвы, обращенную к митрополиту, и его поздравительное слово. Есть основания утверждать, что во время казанского похода, как и в XIV веке при борьбе с Мамаем, в русских храмах творились каноны и молитвы патриарха Филофея «на поганыя» 67. Имена погибших под Казанью воинов были занесены в поминальные Синодики. Вскоре было совершено святое крещение приведенных в Москву ханских царевичей Утемиш-Гирея и Едигера.

       Казанская победа нашла отражение в церковной архитектуре. В честь взятия Казани рядом с Кремлем был построен первоначально деревянный, а затем каменный храм-памятник Покрова на рву. «В честь взятия Казани в коломенском кремле основывается Брусенский монастырь... и строится каменная шатровая соборная церковь Успения» 68. В Муроме, на месте царской стоянки, был воздвигнут шатровый храм святых бессребренников Космы и Дамиана 69.

       Радость великой победы была осмыслена в иконописи, в Макарьевской мастерской была написана икона «Благословенного воинства Царя Небесного». В церковном пении появилось «казанское знамя». Славное событие было описано в «Казанской истории» и других исторических произведениях.

       В 1555 году в Казань был поставлен первый архиепископ — святитель Гурий. Его шествие на кафедру явилось крестным ходом, духовным покорением Казани. Остановки в местах, указанных в данном святителю Гурию от имени царя и митрополита указе, были связаны с событиями Куликовского похода, борьбы русского народа с татарами. Покорение Казани завершает длительный процесс борьбы с мусульманской агрессией, в котором Россия явилась победительницей. С падением Казани, а затем в 1556 году и Астрахани была устранена опасность для России с Востока.

       В 1558 году началась Ливонская война. Духовенство при войске в походе возглавлял Коломенский епископ Варлаам. В войске находилась великая святыня — Донская икона Богоматери. 15 февраля 1563 года русскими войсками был взят древний град Полоцк, о чем было сообщено митрополиту Макарию. Вскоре Святитель торжественно встречал возвратившегося с победой царя. В то время по благословению митрополита Макария было написано житие священномученика Исидора (+ 1472; память 8 января), пострадавшего за Православие в Юрьеве, в пределах Литовского государства, т. е. там, где русские войска вели военные действия во время Ливонской войны 70. К нему, несомненно, взывали русские люди, молясь о победе. В освобожденные города по царскому велению и благословению Митрополита посылалось православное духовенство 71.

       Во время своего первосвятительства митрополит Макарий дважды торжественно встречает царя, возвращающегося с победой в Москву. В первом случае в Русской Церкви появляется новая епархия, в другом — воссоединяется с Московской Митрополией старейшая Полоцкая епархия. Митрополит Макарий является патриотом своей страны и молитвенником.

       Всероссийский митрополит Макарий — пастырь и учитель своей паствы. Он принимал активное участие в решении различных вопросов. Еще в самом начале первосвятительства ему пришлось примирять враждовавшие боярские партии. Преподобный Максим Грек отмечал, что богомудрый Святитель способствовал умирению нестроений: «...Христолепною тихостию и кротостию укроти и в тишину преложил есть воставленое непрежде многих лет от неких недоброискусных на свою Церковь лютейшее сопротивление и непохвальное разстроение» 72.

       Проходит немного времени, и те бояре, которые враждовали и чуть не порвали мантию иерарху, сами обращаются к нему с молениями о защите, попав в царскую опалу. В 1559 году было принято решение, чтобы в особые торжественные дни не казнить преступников 73. Митрополит Макарий ведал судебными вопросами по отношению духовенства. Как духовное лицо, Святитель своим авторитетом утверждал духовные грамоты завещателей. Всею своею деятельностью митрополит Макарий содействовал укреплению государственной власти на Руси.

       Святитель Макарий постоянно общался с царем Иоанном Грозным. Историки отмечают положительный характер его влияния на царя 74. «Если монархия в Москве спаслась от крушения, не потерпела ущерба от «вельмож», на манер Польши, то она в значительной мере обязана была этим своей могущественной союзнице — Церкви» 75. По мнению Н. Воейкова, в этом заслуга прежде всего митрополита Макария 76.

       Важным шагом в воспитании царя явилось его венчание на царство и бракосочетание с Анастасией Романовой. В 1561 году митрополит Макарий венчал Иоанна Грозного вторым браком с Марией Темрюковной, княжной Черкасской. При крещении членов государевой семьи Святитель был их восприемником.

       В свою очередь, благодарный царь дважды, в 1549 и 1559 годах, дарил Митрополиту саккосы. Для святителя Макария была также изготовлена архиерейская панагия, на которой имелось изображение преподобного Иоанна Лествичника, небесного покровителя крестника Святителя — царевича Иоанна 77.

       Благотворно влияя на царя, его духовное и книжное воспитание, митрополит Макарий сохранял непреклонную твердость там, где этого требовал его первосвятительский долг. Так он поступил, когда встал вопрос о недвижимых имуществах, данных Церкви, написав решительное послание царю. И царь чтил Московского иерарха. В одном послании святителю Казанскому Гурию он писал: «О Боже! Коль бы щастлива Русская земля была, коли бы вси владыки таци были, яко преосвященный Макарий» 78.

       За время своего первосвятительства митрополит Макарий возглавил хиротонии 21 иерарха Русской Церкви. Это примерно одна хиротония в год. Наиболее часто хиротонии совершались в 40-х, 50-х годах, а в последующие годы летопись может не упоминать о совершении хиротоний. Чаще было так, что с небольшим промежутком совершались две хиротонии. Среди иерархов-ставленников митрополита Макария мы видим одного впоследствии канонизованного русского святого — первого Казанского архиепископа Гурия. Только одна епископская кафедра при митрополите Макарии оставалась неизменной — это Тверская, где 45 лет святительствовал епископ Акакий (1522-1567).

       С прославленными на Соборах святыми митрополит Макарий имел молитвенное общение, призывая их в своих молитвах, поминая на Богослужениях. Общался митрополит Макарий в своей жизни также с различными настоятелями монастырей и подвижниками благочестия, которые позднее были причислены к лику святых. Промыслом Божиим преподобный Александр Свирский занимает особое место в жизни Святителя. Он является как бы связующим звеном между теми, кого святитель канонизовывал на Соборах, и теми, кто в то время своими подвигами «осолял» (Мф. 5, 13) Русскую Землю. Святитель давал вклады в Александро-Свирскую обитель. Известно чудное видение, когда Свирский игумен Иродион видел явившихся преподобного Александра Свирского и митрополита Макария 79. Среди множества учеников преподобного Александра был уроженец западных стран — преподобный Макарий Римлянин (XVI век; память 19 января), Новгородский чудотворец, которого Святитель возвел в настоятели основанного им монастыря 80. Еще будучи архиепископом, святитель Макарий благословил преподобного Трифона Печенгского на миссионерский подвиг в северных Новгородских пределах 81. Для монастырского устроения Святитель посылал «вся потребная» постриженнику Боровской обители — преподобному Даниилу Переяславскому 82. За благословением на открытие обители к митрополиту Макарию обращался преподобный Адриан Пошехонский 83. На первосвятительских богослужениях молился блаженный Василий Христа ради юродивый. В 1557 году митрополит Макарий его отпевал.

       Ведя подвижническую жизнь, митрополит Макарий общался со святыми мужами своего времени. Действительно, по слову псалмопевца: «С преподобными преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши» (Пс. 17, 26-27). Богатое русское духовное гимнографическое и агиографическое наследие, которым живет наша Церковь, хранит в себе духоносный образ митрополита Макария.

       Сохранились и имена некоторых бояр, которые окружали митрополита Макария, составляя его двор. Дьяк Иван Афанасьев, по мнению свящ. Д. Стефановича, принимал участие в редактировании материалов Стоглавого Собора 84. В. А. Воробьёв трудился со Святителем еще в Новгороде. Савлук Турпеев ездил в 1555 году в Литву, где, по благословению Митрополита, доказывал правомочность совершенного на Руси царского венчания 85. В окружении митрополита Макария мы видим иноков Можайского Лужецкого монастыря, что свидетельствует о близости Святителя и этой обители. Известны имена казначеев: старец Алексий и старец Севастиан. Через первого преподобный Максим Грек передал послание митрополиту Макарию. Имя старца Севастиана более известно в науке, так как он за два года до выхода Апостола 1564 года дал вкладом на подворье Троицкого монастыря Постную Триодь, сделав в ней вкладную запись 86.

       На Русь нередко приходили с Востока старцы, испрашивая материальную помощь для уплаты долгов туркам. Еще в 1541 году в Новгород присылал грамоту с просьбой о помощи Иерусалимский патриарх Герман II (1534-1579). Приходившие в Москву старцы были милостиво принимаемы святителем. 7 февраля 1547 года иеромонах Григорий с Синайской горы описывает митрополиту Макарию положение церковных дел в Египте 87. В том году митрополит Макарий дает грамоту афонским старцам, прибывшим из Пантелеимонова монастыря. В этой грамоте он призывает русских людей оказывать материальную помощь афонцам, напоминая слова Христа Спасителя: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7); и паки: «Даяй, рече, убогу, Самому Христу дает и в самые Христовы руце влагает, и от Него сторицею мзду восприимет и жизнь вечную наследит» 88.

       В состав великих Четьих Миней митрополит Макарий включил «Типик Святыя Горы», написанный 24 декабря 1551 года хилендарским игуменом Паисием. Он содержит краткие данные о монастырях Афона и, в частности, упоминает о близких отношениях славянских обителей Пантелеимоновской и Хилендарской, «занеже те два монастыря имеют промеж себя союз».

       Несомненно, тематика бесед святителя Макария с восточными старцами была значительно обширнее. Так, полемизируя с дьяком И. М. Висковатым об изображении Бога Отца, митрополит ссылается на афонские росписи Пантелеимонова монастыря, о чем ему рассказали пришедшие старцы 89. В греческой Триоди Постной, ранее принадлежавшей митрополиту Фотию, греческие старцы, посещавшие святителя Макария, оставляли различные записи 90.

       Патриарх Константинопольский Иоасаф II присылал Митрополиту Макарию свою грамоту, в которой обличал лжемудрствования лютеран, очевидно, прослышав о еретических настроениях на Руси. Посильную милостыню посылал на Восток и митрополит Макарий 91. Все это свидетельствует о важной роли Московского царя и Митрополита в православном мире и о церковном единстве.

       Однако митрополиту Макарию приходилось иметь общение не только с выходцами с Востока, но и с представителями Запада. В данном случае первосвятительская деятельность носила более выраженный дипломатический характер. Подобное явление характерно для русской высшей церковной иерархии предшествующего времени, когда во время татарского ига нужно было являться к золотоордынскому хану, общаться с Литовским князем или Польским королем. Активно участвовали в заключении различных договоров новгородские владыки. В XVI веке такое служение Московских предстоятелей уже утратилось. Однако в деятельности митрополита Макария все это возрождается.

       В 1541 году, незадолго до возведения в митрополиты святителя Макария, в Новгороде был сильный пожар. Во время этого пожара сгорела немецкая церковь, о чем, впрочем, летописи не упоминают. При этом иноземные купцы понесли убытки, с просьбой о возмещении которых они позднее обращаются в Москву, ссылаясь на митрополита Макария, как на свидетеля 92.

       Из иностранных источников известно о межконфессиональном диспуте, бывшем в Москве в 1557 году. Митрополит Макарий имел прение о вере с протестантским духовенством из Шведского посольства 93. Во время митрополита Макария прибытие в Москву лиц других исповеданий становится достаточно частым явлением. В 1558 году, после взятия русскими воинами Юрьева, царь католическому «бискупу велел к себе ехати» 94. Несколько ранее в Москве находился Армянский Католикос Степанос Салмостеци 95. Но никаких сведений о диспутах с ними не обнаружено.

       Среди лиц, обращавшихся письменно к митрополиту Макарию, мы видим польского короля Сигизмунда Августа, Виленского католического епископа Павла и его преемника Валериана, литовских вельмож, которым Святитель дает ответы 96. Он принимает послов, и сам посылает к литовским панам своего боярского сына Савлука Турпеева. И. И. Смирнов, анализируя дипломатические документы, пишет: «Приведенные материалы достаточно убедительно говорят о политической роли Макария, делая бесспорным вывод о принадлежности Макария к руководящему ядру государственных деятелей Русского государства, т. е. к правительству» 97. До митрополита Макария его предшественники не участвовали в дипломатической практике Русского государства, к этому статусу все возвратилось и после его кончины.

       Имея резиденцией своего пребывания стольный град Москву, святитель Макарий иногда, как сообщают источники, совершал поездки, покидая ее. В январе 1544 года Святитель совершил богомольную поездку в Боровский монастырь и в Можайский Лужецкий. Летопись упомянула об этом в связи с тем, что в отсутствие митрополита у него на дворе сгорели «избы митрополичии» 98. Хотя мы не знаем о подробностях этих поездок, однако, несомненно, это было радостное событие и для митрополита, и для братии обеих обителей.

       В 1550 году митрополит Макарий ездил во Владимир, где находился царь с войском, направляясь под Казань. Летопись сохранила фрагмент поучения святителя к участникам похода, в котором он призывает постоять за Православие 99. Об этой поездке более подробно говорится в Повести, написанной архимандритом Новоспасского монастыря Нифонтом 100. Особенности встречи митрополита Макария позволяют говорить, что при его прибытии был совершен «Чин вшествия архиерея в свой кафедральный град» 101. Пришествие митрополита Макария во Владимир, стольный град Руси времен Батыева нашествия, и церковные торжества, совершенные при этом, должны были напомнить участникам похода о значимости Владимира как стольного града, поднять дух русского воинства.

       Из дипломатических документов известно, что летом 1563 года, незадолго до своей кончины, Святитель «был с государем у Живоначальной Троицы в Сергиеве монастыре у праздника». Здесь он поклонился мощам великого Угодника Земли Русской.

       Один современник Святителя так характеризует его благочестивую жизнь: «Митрополиту же святейшему Макарью, на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное» 102. Между тем, из источников известно о трех поездках митрополита Макария. Первая и третья носили паломнический характер, вторая — церковно-государственный.

       По учению Церкви, храм — это небо на земле, жилище Бога Живаго. Новгородские летописи довольно часто сообщают о храмах, которые Святитель освящал после их возобновления или построения вновь. После долгого вдовствования архиерейской кафедры в Новгороде появился энергичный иерарх, благодаря активному участию которого украшаются многие новгородские храмы. В Москве, стольном граде Русского государства, такого «обветшания» не было, и сообщения об освящении храмов митрополитом Макарием встречаются в летописи значительно реже.

       Самым известным храмом, который освятил митрополит Макарий, был храм-памятник Казанской победы в честь праздника Покрова. Первоначально он был деревянный 103. Затем было возведено величественное каменное здание, украшающее и поныне Красную площадь. Приделы Покровского собора посвящены церковным праздникам, в дни которых произошли важные события казанского взятия 104. К. Заусцинский пишет: «Нельзя не видеть и в Покровском соборе ту идею, которая проходит через все произведения Макария, — идею объединения Руси, выраженную в форме соединения в одно целое всех стилей церковной архитектуры, практиковавшейся в разных местностях России» 105.

       7 октября 1555 года митрополит Макарий освятил кремлевский храм Николы Гостунского 106, где служил диаконом Иоанн Федоров. В 1557 году в митрополичьем Чудовом монастыре был освящен храм Иоанна Лествичника, небесного покровителя царевича Иоанна. В том же году Святитель освятил храм преподобного Сергия на подворье Троице-Сергиева монастыря в Кремле 107. Этот храм до наших дней не сохранился. Он известен по иконографическим материалам и представляет собой памятник шатровой архитектуры. Его «архитектура должна была отражать, как и Василий Блаженный, торжество и славу единой Руси» 108.

       Нет сведений, чтобы митрополит Макарий сам освящал храмы в других местах, кроме Москвы, но его благословение, несомненно, простиралось на всю митрополию. По его благословению возводят храмы в Новгороде 109, во Пскове 110, Тихвинском монастыре 111, Костроме 112.

       Как и во время новгородского периода, святитель Макарий дает в храмы и монастыри различные вклады. В 1544 году он дал Толковые Евангелия в Успенский собор (ГИМ. Усп. 6, Син. 1077; Усп. 7, Син. 1076; Усп. 5, Син. 1075). Через восемь лет последовал выдающийся вклад Великих Четьих Миней по «случаю 10-летия поставления его митрополитом» 113. Как и Софийские минеи, они предназначались для душеполезного чтения и назидания всех верующих 114. Незадолго до своей кончины Святитель дал книжные вклады в храм Апостола Иоанна Богослова в митрополичьем селе Голенищеве.

       Наряду со вкладами в храмы, митрополит Макарий давал вклады в обители «на память своей души и по своих родителях»: в Можайскую Лужецкую, в Боровскую, Волоколамскую, Кирилло-Белозерскую. В этих монастырях возносились молитвы о святителе Макарии.

———

Примечания:

       54  Там же. Ч. 1. — С. 150-151. Обратно

       55  Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1991. — С. 301. Обратно

       56  Куприянов Н. К. Отрывки из расходных книг Софийского дома за 1548 год // Изв. имп. Археол. О-ва. СПб., 1861. Т. 3. — С. 48. Обратно

       57  Моисеева Г. Н. Старшая редакция «Писания» митрополита Макария Ивану IV // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1960. Т. 16. — С. 471; С/убботи/н Н. К материалам для истории Стоглава и его времени // Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. М., 1863. Т. 5: Смесь. — С. 130. Обратно

       58  Розов Н. Н. «Повесть о Новгородском белом клобуке» как памятник общерусской публицистики XV века // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1953. Т. 9. — С. 219. Обратно

       59  Середонин С. Известия англичан о России XVI века // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1884. Кн. 4. — С. 17-18. Обратно

       60  Сорок сороков. /Сост. П. Паламарчук. М., 1992. Т. 1. Кремль и монастыри. — С. 274. Обратно

       61  Полное собрание русских летописей. СПб.; М.; 1904. Т. 13.—Ч. 1.— С. 168. Обратно

       62  Там же. Ч. 1. — С. 254; О чудотворной Великорецкой иконе святителя и чудотворца Николая // Вятские епархиальные ведомости. 1875. № 10. — С. 311-327. Обратно

       63  Шмидт С. О. Предпосылки и первые годы «Казанской войны» (1545-1549) // Труды Моск. Гос. ист.-архивного ин-та. / Под ред. А. С. Рословой. М.: Изд-во МГУ, 1954. Т. 6. — С. 194. Обратно

       64  Памятники литературы Древней Руси / Под ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М., 1985. Середина XVI в. — С. 457. Обратно

       65  Полное собрание русских летописей. СПб.; М., 1904. Т. 13. Ч. 1. — С. 129. Обратно

       66  Там же. — С. 197. Обратно

       67  Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1972. Т. 27. — С. 144-145. Обратно

       68  Ефремцев Г.; Кузнецов Д. Коломна. М., 1977. — С. 37; Вагнер Г. К. Чугунов С. В. По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980. — С. 23-25. Обратно

       69  Масленицын С. Н. Муром. М., 1971. С. 9-11; Беспалов Н. Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. — С. 12-13. Обратно

       70  Рогов А. И. «Повесть об Исидоре Юрьевском» как исторический источник и памятник русской публицистики периода ливонской войны // Славяно-германские культурные связи и отношения. М., 1969. — С. 313-327. Обратно

       71  Binemann F.Briefe und Urkunden zur Geschichte Livlands in den Jahren 1558-1562. Riga, 1865. — S. 251. Обратно

       72  /Максим Грек, преподобный/. Сочинения преподобного Максима Грека / Изд. Казанской Духовной Академии. Казань, 1860. Ч. 2. Нравоучительные сочинения. — С. 359. Обратно

       73  Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века: Тексты / Подгот. текстов Р. Б. Мюллера; Под ред. Н. Е. Носова. Л., 1986. — С. 52. Обратно

       74  Платонов С. Ф. Иван Грозный (1530-1584). Пб., 1923. Репр. изд. М., 1991. — С. 45. Обратно

       75  Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.; Л. 1944. — С. 36. Обратно

       76  Воейков Н. Н. Церковь, Русь и Рим. Джорданвилль, 1983. — С. 294. Обратно

       77  Постникова-Лосева М. М. Три камеи Государственной Оружейной палаты // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1975. М., 1961. — С. 243. Обратно

       78  Амвросий, архим. (Орнатский). История Российской иерархии: В 6-ти ч. М., 1810. Ч. 6. — С. 529; История Российская в 7 томах. Под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1968. Т. 7. — С. 369, 386. Обратно

       79  Видение Иродиона, како виде преподобного Александра и митрополита Макария, во церкви Николая / Публ. подгот. архим. Никодим по ркп.: СПбДА № 276. Л. 156 об. — 158 об. // Олонецкие епархиальные ведомости. 1903. № 19. Ч. неофиц.— С. 664. Обратно

       80  Корольков А. Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский чудотворец, и его обитель ныне Воскресенский миссионерский монастырь. 2-е изд. СПб., 1895.— С. 22; Никодим, архим. Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники // Олонецкие епархиальные ведомости. 1903. № 3. Ч. неофиц.— С. 76. Обратно

       81  Памятники древнерусской духовной письменности: Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей // Православный собеседник. 1859. ч. 2.— С. 101. Обратно

       82  Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, повесть о обретении мощей и чудеса его. М.: Изд. Н. Н. Смирнова, 1908.— С. 58. Обратно

       83  Житие и страдания святого преподобномученика Адриана игумена Пошехонского чудотворца. Ярославль, 1875.— С. 7-8. Обратно

       84  Стефанович Д., свящ. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909.— С. 73-74. Обратно

       85  Сборник Русского Исторического общества. СПб., 1887. Т. 59: Памятники дипломатических сношений Московского государства с Польско-Литовским. Т. 2. (1533-1560 гг.) Издано под ред. Г. Карпова.— С. 478-485. Обратно

       86  Каратаев И. Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами. СПб., 1883. Т. 1: (с 1491 по 1652 гг.). — С. 129; Три издания XVI в. без выходных листов из библиотеки Саратовского университета: (К вопросу о начале книгопечатания в Москве) // Учен. зап. Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1926. Т. 5. Вып. 2.— С. 5. Обратно

       87  Зиллин И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958.— С. 87-88. Обратно

       88  Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. 1.— С. 545-546. Обратно

       89  Бодянский О. Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, диака Ивана Михайлова сына Висковатаго в лето 7062 // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1858. Кн. 2: Материалы славянские.— С. 13-14. Обратно

       90  Фонкич Б. Л. Греческая рукопись митрополита Фотия // Древнерусское искусство: Рукоп. кн. М., 1972.— С. 190-191. Обратно

       91  Полное собрание русских летописей. 1913. Т. 21: Книга степенная царского родословия. Ч. 2.— С. 664-665. Обратно

       92  Макарий, архим. (Веретенников). Новые материалы о Всероссийском митрополите Макарии // Церковь и время: Ежекв. журн. Отдела Внешних церковных сношений Моск. Патриархата. 1992. № 3.— С. 75. Обратно

       93  Dalin O. Geschichte des Reiches Schweden, aus dem schweden. Ubers durch J.C. Danert. Rostok: Greifswald, 1763. Bd. 1. Th. 1.— S. 362 : Strahl Ph. Beitrage zur Russischen Kirschengeschichte. Halle, 1827.— S. 212. Обратно

       94  Полное собрание русских летописей. СПб.; М., 1906. Т. 13. Ч. 2.— С. 305. Обратно

       95  Айвазян К. В. История отношений Русской и Армянской Церквей в средине века. Ереван, 1989.— С. 118-119. Обратно

       96  Сборник Русского Исторического общества. СПб., 1887. Т. 59: Памятники дипломатических сношений Московского государства с Польско-Литовским. Т. 2. (1533-1560 гг.). Издано под ред. Г. Карпова.— С. 366-367; Сборник Русского Исторического общества 1892. Т. 71: Памятники дипломатических сношений Московского государства с Польско-Литовским государством. Т. 3. (1560-1571 гг.). Издано под ред. Г. Карпова.— С. 94-98, 101-102, 139-141. Обратно

       97  Смирнов И. И. Очерки политической истории Русского государства 30-50-х годов XVI века. М., Л., 1958.— С. 200. Обратно

       98  Полное собрание русских летописей. СПб., М., 1904. Т. 13. Ч. 1.— С. 145. Обратно

       99  Там же.— С. 159. Обратно

       100  Кунцевич Г. З. Малоизвестные записки о Казанских походах 1550 и 1552 года // Журнал Министерства народного просвещения. 1898. № 7.— С. 136. Обратно

       101  Красносельцев Н. К. К истории православного богослужения, по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся. Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889.— С. 11-26. Обратно

       102  Жарков И. А. К истории Московских пожаров 1547 г. // Исторический архив. 1962. № 3.— С. 225. Обратно

       103  Полное собрание русских летописей. СПб.; М., 1904. Т. 13. Ч. 1.— С. 251, 252. Обратно

       104  Ильин М. А. О наименовании приделов собора Василия Блаженного // Новое в археологии: Сб. ст., посвященный 70-летию А. В. Арциховского. М., 1972.— С. 291-292;
       Kampfer Fr. Uber die theologische und architektonische Konzeption der Vasilij Blazennyj-Kathedrale in Moskau // Jahrbucher fűr Geschichte Osteuropas. Neue Folge. 1976. Bd. 24. H. 4.— S. 481-489. Обратно

       105  Заусцинский К. Макарий митрополит всея России // Журнал Министерства народного просвещения. 1881. № 10.— С. 246. Обратно

       106  Полное собрание русских летописей. СПб.; М., 1904. Т. 13. Ч. 1.— С. 252. Обратно

       107  Горский А., проп. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. М., 1890. Ч. 2.— С. 178. Обратно

       108  Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века: Проблемы и гипотезы, идеи и образцы. М., 1980.— С. 99. Обратно

       109  Полное собрание русских летописей. СПб.; М., 1841. Т. 3: Новгородские летописи.— С. 250. Обратно

       110  Евгений, митр. (Болховитинов). История княжества Псковского. Киев, 1831. Ч. 4.— С. 116. Обратно

       111  Служба Тихвинской Богоматери вместе с историей чудес происшедших от иконы. Гродно. 1789. Л. 57-59 об. Обратно

       112  Амвросий, архим. (Орнатский). История Российской иерархии. М., 1811. Ч. 3.— С. 399. Обратно

       113  Памятники литературы Древней Руси / Под ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М.: Худож. лит., 1986. Вторая половина XVI века.— С. 626. Обратно

       114  Попов Н. П. О возникновении московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки // Сб. ст. к 40-летию деятельности А. С. Орлова. Л., 1934.— С. 34. Обратно

———

Содержание


       Пo книге Архимандрита Макария (Веретенникова) СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ (1482 — 1563), Москва, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, издательство «Отчий дом» 1996 г., по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

На заглавную страницу