Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. 

 

850-летию Москвы посвящается

 

Святитель Иона

ДВА великих Иерарха украшали собою Русскую церковь между Святителем Алексием и Ионою — это Св. Киприан и Св. Фотий. Оба они, отличаясь строгим благочестием, были достойными преемниками Св. Алексия по своей неусыпной ревности о благе церкви и отечества в смутное его время. Св. Киприан немало заботился о единообразном совершении священных действий Богослужения во всей митрополии и предохранении церковных книг от ошибок и повреждений. С этой целью он сам, сличив с греческим подлинником славянский служебник, собственною рукою написал сию книгу и оставил при нём строгое наставление для будущих её переписчиков. В его правление митрополией Владимирская икона Божией Матери ознаменовалась явлением особенного благодатного заступления для Москвы и всей России. Тамерлан вторгся в Русские пределы. Россия с ужасом услыхала о приближении к её пределам бесчисленных полчищ сего завоевателя, величавшего себя «властителем мира». В начале августа 1395 г. они опустошили пределы Рязанские. В. Князь решился встретить их, как отец его встретил Мамая — с оружием. Оставив в Москве Серпуховского Князя Владимира Андреевича и недавно перед тем возвратившегося из Новгорода Митрополита, сам направился на берега Оки к Коломне и оттуда призывал своего архипастыря и народ споборствовать защитникам Руси постом и молитвами, приказал укреплять Москву на случай осады и, в то же время, для безопаснейшего ограждения столицы, просил Митрополита перенесть из Владимира в Москву славный чудотворениями образ Пресвятой Богородицы, по преданию, писанный Св. Евангелистом Лукой. Воззвания В. Князя не остались бездейственны. Наступивший пред праздником Успения Божией Матери пост был посвящён самым усердным молениям и подвигам строгого самоумерщвления. В храмах непрестанно совершались молитвы о князе и воях его; митрополит почти не выходил из церкви, то поучал оставшихся в Москве, то молебствовал за идущих пролить кровь свою за веру и отечество. Отправленное им во Владимир духовенство Московского Успенского собора 15 августа приняло на свои руки древнюю святыню и через десять дней, в сопровождении множества народа, приблизилось с нею к стенам Москвы 26 числа. Митрополит со всеми духовенством и жителями столицы вышел за город для сретения грядущей Покровительницы. В этом бесчисленном множестве нельзя было видеть человека,— говорит летописец,— который бы не плакал и не воссылал с упованием молений к Пресвятой Владычице. И молитва веры была услышана, упование не посрамилось. В тот самый день, когда сретали в Москве икону Божией Матери, Тамерлан оставил берега Дона, на которых стоял две недели. Не явно ли то было покровительство Царицы Небесной не одной Москве, но и всему отечеству нашему, которому грозило опустошение от врага несравненно сильнейшего, нежели Мамай и Тохтамыш. Грозный поработитель Востока как будто приходил для того только, чтобы наказать опустошителя Москвы Тохтамыша и ещё более ослабить узы, связывавшие судьбу нашу с Ордою Сарайской. С невыразимой радостью приняли в Москве известие об удалении Тамерлана. Исповедав милость Божию, все восклицали: «Не наши воеводы прогнали его, не наши воинства устрашили его, но сила невидимая послала на него страх и трепет. Гневом Божиим гонимый, он удалился из земли Русской». И когда В. Князь возвратился в Москву, тогда положено было на месте сретения Чудодействующей иконы Пресвятой Богородицы устроить церковь и монастырь, который и доныне сохраняет имя, данное от сего сретения, и тогда же повсеместно установлено праздновать 26 августа, как день избавления России от страшного врага.

       При Святителе Фотии земля Русская страдала от страшного бедствия — губительной болезни. Моровая язва похищала множество жертв во всех городах и селениях в 1425, 1426 и 1427 годах. По временам она утихала и потом усиливалась с новою жестокостью. Глубоко сочувствовал страданиям земли Русской Святитель Фотий. В поучениях и посланиях он старался преподать всем спасительное утешение. «Господь хощет нашего обращения, а не погибели,— писал он во Псков, когда поутихла там болезнь,— и потому многократно поражает нас, но щадит корень, чтобы могли быть плоды. Было и у нас такое же посещение Божие в Москве и окрестных городах, в Твери и в других местах. И благодарим неисследимые судьбы человеколюбия Божия за то, что не вдруг, не внезапно восхищает своё создание, но дарует страждущим христианскую кончину, с чистым покаянием, с елеосвящением и с причащением честнаго и животворящего тела Христова и Божественной и животворящей крови Его. А многие отходят к Богу в подобии великого ангельского образа. Об отходящих с таким приготовлением к вечной жизни я уповаю на человеколюбие Божие».

       Среди ужасов смерти тем отраднее были победоносные явления жизни над самою смертью. Ещё не прешёл род современников и учеников смиренного игумена Радонежского, которому Св. Алексий готовил кафедру первосвятительскую, как светильник, тридцать лет скрывавшийся под спудом, по мановению Божию, изнесён из недр земли горящий светом жизни неугасающей (1422 г.). Через несколько лет после того, в последний год правления Фотиева, милосердый Господь, к утешению православной России, явил нетленными мощи Св. Алексия, содруга Сергиева.

       Между тем, сходили с земного поприща, один за другим, и последние ученики Богоносного Сергия. В 1430 г., когда исполнилось двадцать лет пребывания Фотиева в Москве, пришёл вестник, зовущий и самого Архипастыря в другой мир. На светлой неделе в четверток (20 апреля), после утрени, совершив келейное правило, Фотий прилёг было отдохнуть. Вдруг воссиял в его ложнице необыкновенный свет. Святитель увидел пред собою светоносного мужа, с венцом царским на голове и златым посохом в руке. После некоторого молчания в трепете спросил он пришедшего: «Кто ты и как вошёл сюда, когда двери мои заперты?» — «Я не из числа людей земных,— отвечал необыкновенный посетитель,— но ангел Божий, и послан к тебе от Господа Саваофа Вседержителя. Господь Бог повелел мне возвестить тебе слово на утверждение жития твоего. Внимай себе и стаду твоему. Христос Бог даёт тебе седмицу на рассмотрение жития своего и на распоряжение о пастве». Услышав сии слова, Святитель в страхе и трепете со слезами припал было к ногам посланника Божия, но он стал невидим. Это видение и глаголы Ангела так потрясли Фотия, что он долгое время оставался лежащим на полу, доколе иноки, жившие при его келлии, не подняли его и не положили на одр. Он всё ещё молчал и не раскрывал глаз. Наконец, пришедши в себя, поведал окружающим своё видение.

       Что же означала даруемая седмица? Мало-помалу силы Фотия возобновились, и первая неделя не представила для него ничего решительного. Итак, надлежало от времени ожидать разрешения таинственного предсказания.

       Без сомнения, Святитель верно последовал повелению Господню, искупая каждый день сосчитанного для него времени делами, полезными для души своей и для паствы. Он не заключился, однако же, в келлии своей, но являлся, где требовали его обязанности.

       Оставалось найти или указать верного блюстителя его драгоценного наследия и правителя для митрополии всероссийской. Фотий не предвосхищал себе права назначить себе преемника, но пророчески, ещё прежде, указал пастыря царствующему граду в иноке Симонова монастыря Ионе.

       Наконец, срок седмичный, данный на приготовление к переходу в жизнь блаженную, истёк для Фотия, и 1 июля 1431 года, в седьмую семидесятидневную неделю по предсказании, он преставился. Тело блаженного Митрополита Фотия было положено в Успенском соборе, на правой стороне, подле гроба Святителя Киприана, где и доныне почивает в юго-западном углу храма.

       Предречённый Святителем Фотием из иноков Симонова монастыря Св. Иона в преемники ему на Российскую Митрополию, родился в костромской губернии, в шести верстах от города Солигалича, на реке Святице, в селении, называвшемся Одноушевым. Родитель его, по имени Феодор, был человек благочестивый. Год рождения Св. Ионы неизвестен: но, вероятно, он родился в последней четверти XIV столетия. Ещё в юности он пожелал оставить дом родительский. Двенадцати лет постригся в одном из монастырей земли Галицкой. Из неизвестной обители Промысл Божий вскоре перевёл его в столицу отечества и церкви, для которых назначил его быть светильником. Иона перешёл в Симонов монастырь. Здесь довольно времени провёл он в иноческих трудах, принимая на себя послушание в разных видах. Свет благодати воссиял в юном его сердце. Подобно Макарию Великому, он в юные годы имел старческий разум. Заботясь о спасении своей души, он, вместе с другими подвижниками обители Симоновой, имел попечение и о благочинии монастырском. Эта благочестивая община не допускала никакой смуты между братиею, не дозволяя даже самому настоятелю, в то время слабому, нарушать строгий устав общежития, хотя часто терпела от него оскорбления за свою ревность, но славы ради Божией всё благодушно переносила.

       Блаженный Иона, оградив себя страхом Божиим, укреплялся чтением Божественных книг, чтобы ничто земное не могло отвлечь его от небесных благ, таким образом, через очищение разума своего, непрестанно приближаясь к Богу, уготовал сердце своё в жилище Пресвятой Троицы, и Господь Иисус, по слову Евангельскому, вселился в него с Отцом и Духом (Иоанн. 14, 23) и назнаменовал его своим избранником чрез другого угодника Божия. В то время Всероссийским Митрополитом был Св. Фотий. Он однажды пришёл в Симонову обитель. Отслужив молебен Пресвятой Богородице и преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить тех, которые находились в различных послушаниях. Приходит к пекарю; находит Св. Иону, трудившегося в ней, спящим. Правая рука у него была сложена, как у благословляющего архиерея. Митрополит, увидев его, не велел будить, но благословив сонного, пророчески сказал: «Сей инок будет великим святителем в странах Российских и многих неверных на путь спасения наставит, и в разум истины приведёт; сему же граду Москве и многим другим градам будет истинный пастырь и учитель». Это предсказание Святителя впоследствии исполнилось: прошло несколько лет; Св. Иона благословением Божиим, священным собором и волею В. Князя был поставлен в Епископы в Рязань и Муром, в такие города, которые в своих областях имели много язычников. Управляя своею паствою, он многих неверных крестил. Усердно проповедовал слово Божие по своей обширной епархии, повсюду поставляя церкви; везде пользовался любовью своей паствы.

       Спустя шесть лет после смерти Митрополита Фотия (1441 г.), В. Князь Василий Васильевич, созвав Архиепископов, Епископов и весь освященный собор, велел им из среды своей избрать на Митрополитию Русскую достойного мужа. Общий выбор пал на Рязанского Епископа Блаженного Иону. Все знали его, как мужа добродетельного и святого. Избранный Святитель отправился в Царь-град с посланием от В. Князя к Царю Иоанну Палеологу и к Святейшему Патриарху Иосифу для посвящения. Прежде чем он прибыл туда, Исидор, родом болгарин, предупредил его, в правах на первосвятительскую кафедру в России. Утверждённый на Русскую Митрополию, он уже направлял путь в Россию для занятия кафедры. Когда Св. Иона представил Царю и Патриарху грамоту от В. Князя, они, прочитав её, изъявили сожаление, что поспешили поставить митрополитом Исидора, и вместе сказали Св. Ионе: «Не можем мы изменить уже совершившегося, но если что промыслит воля Божия о Исидоре, или смертию он скончается, или иное что с ним станет, ты, Иона, будешь готов и благословлён на престол Киевский и всея России». Поскорбел Св. Иона, что безуспешно ходил в Царь-град; ещё через много испытаний надлежало пройти его смирению, когда, избранный и наречённый всею землёй Русскою, должен был сопутствовать в качестве простого епископа восхитившему престол его; но смиренная преданность воле Божией успокоила его. Не без особенного Промысла совершилось временное сие уничижение. Св. Иона последний из первосвятителей русских ходил в Царь-град за поставлением до падения Греческой империи, и надлежало ему заблаговременно вынести оттуда предварительное благословение на митрополию, на только для себя, но в лице своём и для преемников; ибо безуспешное хождение подало впоследствии повод к соборному на Руси избранию её митрополитов.

       Исидор из Константинополя сначала прибыл в Киев, а потом весною отправился в Москву. Здесь он прожил лето, а осенью собрался в Италию на Флорентинский собор, подавая вид, что он едет туда, чтобы на соборе, имевшем целью соединение церквей, утвердить превосходство православной веры пред латинскою. Но вместо того, пробыв в Италии около трёх лет, он возвратился в Россию отступником от православия. В Киеве его не приняли, как скоро он заявил здесь своё неправоверие. В Москве также он не встретил сочувствия к себе. В. Князь, когда узнал, что он проповедует учение, противное православию, созвал всех епископов и весь освященный собор для исследования проповедуемого Исидором учения. Когда русские святители поверили принесённое им с запада учение с правилами и учением православной веры, увидели, что Исидор учит противно православию. Они не пожелали более иметь его своим митрополитом. В. Князь заключил его в Чудов монастырь, а сам послал по этому обстоятельству грамоту в Царь-град. Исидор, видя, что его лжеучение пред всеми открылось, тяготимый стыдом, не желая подвергать себя неприятным последствием, тайно бежал в Царь-град; но там он не был принят. Изменник православию кинулся в Рим, и тем кончился его след в истории.

       На Российскую митрополию вторично был избран Св. Иона. В. Князь, не посылая его в Константинополь, решился просить Императора и Патриарха о дозволении Русским епископам отныне навсегда самим избирать и поставлять себе митрополита. Но послание В. Князя, по обстоятельствам, не достигло до Константинополя. России ещё долго не суждено было иметь своего первосвятителя по причине бедствий, постигших её.

       Великий Князь Василий Васильевич внезапно был захвачен в плен Князем Димитрием Шемякою и в собственной столице был им ослеплён (16 февраля 1446 г.). Совершив такое злодейство, Шемяка заточил В. Князя в Углич, а сам овладел великокняжеским престолом. Не довольствуясь этим, он замыслил захватить и детей В. Князя в свои руки из Мурома, где они находились под охраной верных бояр. Чтобы привлечь их к себе, он прибег к посредничеству Рязанского епископа Св. Ионы. Святитель, взяв детей несчастного Василия под клятвою, передал их Шемяке; но вероломный Шемяка отправил и их в заточение в Углич. Св. Иона не переставал обличать клятвопреступника. Шемяка решился дать свободу В. Князю и вместе назначить ему в удел Вологду.

       Но В. Князь через пять месяцев оставил Вологду и опять занял великокняжеский престол, беззаконно у него отнятый. Едва он утвердился на великокняжеском престоле, как начал помышлять о поставлении митрополита. Со времени кончины Фотия прошло уже семнадцать лет, в течение которых только на краткое время являлся Исидор самостоятельным правителем митрополии Русской. Из Константинополя ожидать было нечего. В Москве слышали, что турецкое оружие и латинская уния обессилили престол императорский и патриарший, что в Царь-граде свирепствует разделение между верными православию и согласными на соединение с Римом, и что, хотя в церквах и монастырях Константинопольских равно как и в Святой Горе, держатся старины, но в соборном Софийском храме и в придворной церкви поминается имя Папы. Принимая это во внимание, равно как и другие причины, по которым В. Князь находил нужным избирать и поставлять митрополита из Русских и самими русскими епископами, обратились к правилам церковным и древним примерам Русской церкви. В правилах Апостольских и первого вселенского собора сказано, что если неудобно по каким-либо причинам собраться всем епископам в какой-либо области для поставления епископа, то пусть соберутся трое в одно место, а отсутствующие изъявят согласие на рукоположение. Древняя история Русской церкви представляла два примера избрания и посвящения митрополитов Русскими епископами. Основываясь на этих правилах и примерах и принимая во внимание уже данное Патриархом благословение на митрополию епископу Рязанскому, собор русских епископов пятого декабря 1448 г. поставил Иону в Митрополита Киевского и всея Руси.

       Св. Иона, облечённый в сан Митрополита, начал, как добрый пастырь, подвизаться для блага обширной своей паствы, стараясь повсюду распространить благочестие посредством поучений. Первой его заботой на первосвятительской кафедре было пресечь смуты и кровопролитие, причиняемые Шемякой и его мятежными сподвижниками. По заключении нового договора между ним и В. Князем Св. Иона окружной грамотой призывал всех увлечённых на сторону Димитрия обратиться к своему долгу, искать милости у В. Князя, не губить душ своих пролитием крови христианской, в противном же случае угрожал им неблагословением и повелением затворить для них храмы Божии. Шемяка, хотя на время примирялся с В. Князем, но вскоре опять на него восставал. Св. Иона не переставал вразумлять его и тех, которые склонялись на его сторону, пока смерть не пресекла смуты, производимые им.

       После сего Св. Иона обратил внимание на соединение всех областей древней митрополии Русской под одно управление. В литовской Руси обнаружилось стремление образовать у себя особую митрополию от Великороссийской; такое разделение не могло не быть без вреда для православия, утверждённого во всех областях, принадлежавших к древней всероссийской митрополии. Святитель Иона употребил всё усилие, чтобы совокупить под своею властью все православные епархии, находящиеся в Литовском княжестве. Король Польский Казимир, избранный из Князей Литовских, склонился дать Св. Ионе грамоту на управление митрополией Киевской. Таким образом, в православной Руси, разделённой тогда между двумя государствами, Московским и Литовским, старанием Св. Ионы при содействии В. Князя Московского и Казимира восстановлена была древняя митрополия Русская.

       Пользуясь правами Всероссийского Митрополита, Св. Иона обратил внимание на устройство возвращённых епархий. Ревностный о православии Архипастырь долгом почёл очистить свою паству от посеянных в ней плевел. Для управления делами церковными в главнейших городах, зависевших непосредственно от кафедры Киевской и входивших в состав епархии митрополичьей, Св. Иона, по прежним примерам, поставил своих наместников, которые должны были заведовать местным и ближайшим духовенством, освящать церкви, выдавать достойным поступления в служители церкви или высшей степени священнослужения свои одобрительные грамоты для посвящения чрез епископов; наблюдать за соблюдением правил церковных и заведовать судом церковным; управлять отчинами митрополии и собирать с них доходы.

       Не без успеха Св. Иона старался возвратить своему престолу те епархии, которые находились в областях Русских, принадлежавших собственно Польше, а не Литовскому В. Княжеству.

       Святость человека Божия просияла ещё при жизни его чудными знамениями; он весь был исполнен Христовой любви и готов душу свою положить за паству. Ему Бог даровал благодать чудотворения и прозрения в будущее. По его молитвам исцелела дочь В. Князя Анна, находившаяся при смерти. Некто, не веруя, чтобы княжна молитвою Святителя получила здоровье, распускал слух, что у неё болезнь сама собою прошла. Св. Иона призывает этого человека; начинает внушать ему не хулить благодать Св. Духа. «Чадо,— говорил он ему,— не сомневайся в этом; что для людей невозможно, то возможно Богу; по вере её державных родителей, сверх чаяния Бог даровал жизнь отроковице». Но он, не слушая Святителя, начал ещё более оскорблять его хульными словами. Святой сказал ему: «Да свяжется злой твой язык, и да заградятся хульныя твоя уста; вместо оной девицы, имевшей умереть, да умрешь ты». Хульник тотчас упал; у него язык отнялся; через несколько мгновений он изверг свою душу.

       Был у Св. Ионы инок по имени Пимен, заведовавший митрополичьими погребами. Ему приказано было поить бедных и немощных, когда кто из них попросит. Однажды приходит к нему одна убогая вдовица и просит дать ей напиться немного мёду по её немощи. Он с гневом её прогнал, сказав: «Поди, не пришло ещё время для раздачи». Она со скорбию пошла домой. Святитель, узнав об этом, призывает Пимена и говорит ему: «Знаешь ли брат, какую вдовицу, угодницу Божию, оскорбил ты? За сие Бог посылает тебе смерть; иди скорее, принеси покаяние в своих грехах; конец твой пришёл». Между тем приказал своему духовнику постричь его в схиму. Суд Божий над Пименом совершился; он в короткое время умер.

       В одно время Св. Иона поручил одному из своих слуг раздавать деньги бедным. Слуга часть из этих денег утаивал у себя. К Святителю приходит одна нищая вдова жаловаться на его слугу, что не даёт ей назначенной им милостыни. Святитель, призвав его, говорит ему: «За что ты оскорбил сию вдовицу, ничего ей не дав?» Слуга отвечает: «Я много раз подавал ей милостыню; но она бесстыдно опять просит». Вдова уверяет Святителя, что она ничего от него не получала. Слуга, не постыдившись лица Святителя, вскипел на неё гневом: «Ступай, умри за свою ложь!» — сказал он ей. Святитель говорит ему: «Не будет так; вдова правду говорит; ты же крадёшь и лжёшь: вдова будет жива, а ты умрёшь». В тот же час схватила слугу горячка; он вскоре умер.

       Некоторый боярин, по имени Василий, прозванием Кутуз, не веруя в святость Святителя, не ходил к нему и благословения у него не принимал. Случилась у него сильная зубная боль; страшно страдая ею, ничем не мог себя облегчить. Однажды Св. Иона совершал литургию в соборе; стоял у обедни и этот боярин. По окончании богослужения Святитель подозвал его к себе в алтарь; благословив его, дал ему просфору; вместе с этим, сказав ему несколько слов в назидание, вдруг ударил его так сильно по щеке, что многим слышно было в церкви. Василий от боли вскрикнул, но тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. Прославляя и благодаря Бога и Его угодника, чрез которого Он послал ему исцеление, с радостью отправился домой.

       В 1457 году попущением Божиим Татары вторглись в Россию. Мазовша, сын Ногайского хана, подступил к Москве и зажёг посады. Между тем, неприятель со всех сторон облегал Москву огромными силами. Св. Иона, в сопровождении всего клира, взяв честные кресты и святые иконы, обошёл Кремль по его стенам, со слезами моля Господа об избавлении от врагов. Увидав инока, по имени Антония, старца из Чудова монастыря, проводившего благочестивую жизнь, говорит ему: «Сын и брат Антоний! Помоли милостивого Бога и Пречистую Богородицу о избавлении города и всего православного христианства от безбожных Татар». Антоний отвечал ему: «Святитель, благодарим Бога и Пречистую Его Матерь, крепкую и скорую нашу помощницу; твою молитву она услышала и умолила своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасён будет сей город и всё православное христианство тебя ради. Татары невидимою силою будут побеждены и прогнаны, судьбы Господни повелели мне только умереть от их руки». Едва он сказал сии слова, вдруг из стана неприятельского стрела смертельно его ранила. Старец, немного поболевши, предал душу свою Богу. Святитель сам почтил его погребением со всем освященным собором. В праздник положения ризы Пресвятой Богородицы, 2 июля, Татарами овладел страх. Гонимые невидимою силою, они бросились от стен города. Святитель велел в память сего события поставить на своём дворе церковь во имя положения ризы Пресвятой Богородицы. Подобным образом, после другого нашествия Седиахмета, который хвалился поработить Россию и был прогнан сыном В. Князя Иоанном, Святитель устроил при Успенском соборе придел в похвалу Божией Матери. И сколько ни часто повторялись нашествия Татар в правление Василия, сколько ни были они опустошительны, упование Святителя на милость Божию к России, восстающей после долгого угнетения, столь было сильно, что он вместе с соименным ему Архипастырем Новгородским обещался испросить у Бога торжество над ордою и самодержавное царствование правителям России.

       Содействуя благоденствию России своими молитвами, Св. Иона, как попечитель отечества, разделял с В. Князем важнейшие государственные заботы, постепенно приготовлявшие самодержавие Великих Князей Московских. Своим благословением он утверждал все договоры В. Князя Московского с другими Русскими Князьями. Нужна ли была В. Князю помощь против Татар: он её у Князей испрашивал для него через их Епископа; восставал ли кто против него из преемников Шемяки: он старался соподчинить ему мятежников, употребляя для того духовную власть.

       В 1453 г. Константинополь был взят Турками. Более чувствительно, нежели кому из Русских, отозвалось сие бедствие сердцу Святителя, который из всех Русских Епископов последний видел Царь-град ещё во всей его славе и принял в нём благословение на свою митрополию; он мог опасаться, чтобы не нарушилась связь с великой церковью, и старался укрепить узы единства щедрой милостынею и общением с Патриархом Константинопольским. Греки бежали из разорённой столицы, большей частью на запад, но некоторые искали спасения в отечестве нашем, и Россия отверзла сокровища для облегчения их участи и для искупления страдавших в плену. Около сего времени Первосвятитель Русский сделал воззвание ко всем Князьям, Епископам и всему православному христианству о вспомоществовании некоему греку Димитрию на искупление его семейства, приглашая всех своих детей духовных подать ему милостыню; своё воззвание он заключил сими словами: «Благословляю вас, своих детей, что кому Бог положит на сердце, подадите ему милостыню, помня слово уст Христовых: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Матф. 5, 7), даяй убогу, самому Христу даёт и сторицею приимет в небесном бесконечном царствии, которое молю получить всем вам».

       Св. Иона вступил в сношения с самим Патриархом Константинопольским Геннадием, защитником веры пред Магометом. Отвечая на письмо Первосвятителя Греческого, он послал Патриарху в дар, что нашлось у него, скромно извиняясь в скудости приношения истощением земли Русской от нашествий Татарских и междоусобных браней. При этом Святитель Московский имел в виду и другое дело, более важное для своей Митрополии, именно, поддержание союза с православною церковью Константинопольской. Может быть, вследствие сих-то сношений и даровано было церкви Российской право избирать и поставлять себе митрополитов, не сносясь с Константинопольским престолом, и митрополия всероссийская поставлена выше прочих, прямо после престола патриархов Иерусалимских.

       Отношения митрополии к воссоединённым епархиям не изменялись, доколе из Рима не явились новые притязания на сию половину митрополии всероссийской. При всех усилиях удержать под своею властью эту часть митрополии, Св. Иона с горестью видел своё дело готовым разрушиться. Казимир не внимал никаким представлениям В. Князя. Вопреки собственной грамоте, данной Св. Ионе, он передал вновь посвящённому митрополиту Григорию, ученику Исидора, Литовско-Русские епархии и, таким образом, произвёл окончательное разделение в Иерархии Русской. Такое разделение продолжалось, к собственному несчастью Малороссии и Литвы, более двухсот лет.

       Уже готовый к исходу из сей жизни, Святый Иона, по совету В. Князя и с согласия прочих епископов, сам назначил себе преемником старшего из архиепископов по служению, а может быть, и по летам,— Феодосия Ростовского. Это было сделано с тем намерением, чтобы церковь Русская в таких затруднительных обстоятельствах не оставалась без архипастыря. В утверждение сего избрания Св. Иона дал Феодосию благословенную грамоту на митрополию за своею подписью и печатью, и эта грамота до времени положена была в Московском Успенском соборе на престоле.

       Св. Иона, достигнув глубокой старости, приблизился к своему ближнему концу. О своей кончине он имел предварительно откровение от Бога. Сторож соборной церкви, по имени Максим, в одну ночь по обычаю обходя церковь кругом, увидал, что она отворена, и внутри её горят свечи, а священники поют. Объятый страхом, он поспешил известить об этом соборного ключаря Иерея Иакова. Ключарь, наскоро собравшись, спешит к собору; смотрит: церковь заперта, а изнутри отсвечивается яркий свет. Он отпирает церковные двери, входит, никого не видит; свечи горят; его берёт ужас. Он слышит из алтаря голос: «Иаков, иди скажи рабу моему митрополиту Ионе: он просит у Меня болезни своему телу ради спасения души; Я уже услышал моление его, попустил болезненное знамение на ноге его, чтоб успел всё управить о себе и о вверенной ему пастве и с благодарением переселиться из жизни сей в вечную жизнь». Иаков, услыхав это, исполнился ещё большего страха и ужаса; находясь в большом недоумении, он никому не поведал своего видения, даже самому Святителю, которому должен был открыть. На другой день после бывшего ему видения, когда уже проходило утро, Св. Иона призывает к себе Иакова и, проницая его глазами, говорит ему: «Иаков, где ты был нынешнею ночью, что видел, что слышал, и почему мне на сказал, какое было тебе откровение?» Иаков, затрепетав от страха, падает к стопам Святителя: «Прости меня,— говорит он,— Владыко, я не смел тебе сказать, что видел; но благодать Божия открыла тебе». Святитель говорит ему: «Бог да простит тебе, чадо; но за то, что ты утаил от меня, о чём велел известить меня божественный голос, Бог отнимает у тебя сожительницу твою; иди скорее и озаботься о её душе, дабы она с чистым покаянием скончалась». У Иакова жена была здорова, когда он был позван к митрополиту. По приходе домой он нашёл её сильно больною; спустя три дня она, быв напутствована Св. Тайнами, скончалась, как предрёк Святитель. Между тем, Св. Иона скоро заболел ногою. Он начал изнемогать телом, но не духом. Несмотря на свою болезнь, он не переставал ходить в церковь. Передавая Богу святую душу, он преподал мир и благословение В. Князю Василию и семени его и всей своей пастве. С молитвою на устах он отрешился от тела, бывшего храмом Духа Божия. Святитель почил в глубокой старости и погребён 31 марта 1461 г., во вторник на страстной неделе.

       Не прошло и года после его кончины, ознаменованной таким отрадным удостоверением о его блаженной участи, как Архиепископ Новгородский Иона, друг его духовный и равно святой по жизни своей, поручил сербскому иноку Пахомию, тогда жившему в России и написавшему жития многих святых Российской церкви, составить канон в честь Святителя Ионы Митрополита. Через одиннадцать лет, когда Бог восхотел прославить Своего угодника, пришло на мысль благоверному В. Князю Иоанну Васильевичу, по благому совету с Митрополитом всея Руси, соорудить вновь, по образцу Владимирского собора, более обширный храм Богородицы, где почивают мощи Святителей Петра, Ионы и прочих митрополитов. Когда новое здание было поднято на одну сажень от основания, тогда разобрали внутри его ветхую церковь, основанную митрополитом Петром, и откопали в ней священные гробы трёх митрополитов: Киприана, Фотия и Ионы. При пении надгробных песней Святитель Филипп с Епископом Сарким Прохором, в присутствии В. Князя и бояр его, снял верхнюю доску с гроба блаженного Ионы, и сладкое благоухание распространилось по всей церкви. Целы и нерушимы обретены были мощи, и не истлели самые его ризы; все со слезами прославили Бога, открывшего им новоявленного Своего угодника; честную раку со святыми мощами поставили поверх земли в левом углу соборном, для поклонения усердствующих к его памяти, ибо многие потекли от него исцеления.

       Некто иерей, по имени Пётр, бывший священнослужителем церкви Св. Иоанна Лествичника, что под колоколами, имел сына, восьмилетнего отрока Симеона, расслабленного от самого рождения, с сухими ногами. Влекомый верою, принёс он болящего к мощам Святителя, прося ему исцеления; священник же соборный Алексий, прозванием Стоян, поднял отрока и держал его при самой раке, внушая ему молиться; дитя в тот же час исцелилось.

       Случился во время обретения мощей человек из палаты царской, страдавший внутренней болезнью, так что от частых недугов не почитал себя в числе живых; и он исцелился от прикосновения к святым мощам.

       В тот же день открыли раки святых митрополитов Киприана и Фотия и через столько лет нашли неистлевшими самые ризы и омофоры; их также поставили в углу соборном, поверх земли, против Святителя Ионы. Тогда переложили и мощи Святителя Петра в новый каменный гроб, и чудное пролилось от них благоухание.

       Но год спустя, уже при митрополите Геронтии, обрушилась новая соборная церковь, которая была доведена до сводов, и засыпала гробы чудотворцев, но нисколько не повредила, ибо внутри сей, каменной, была поставлена деревянная для ежедневной службы, и, хотя в ней разбился верх, но целы остались священные сосуды и иконы. Все честные мощи перенесены были из разрушенной церкви к Иоанну Лествичнику под колокола; через восемь лет, августа 27, 1482 года, когда уже сооружён был великолепный собор искусным зодчим Аристотелем, перенесены опять с великим торжеством все священные раки в новый храм и опять поставлены мощи митрополита Ионы в северо-западном углу его, где и доселе пребывают, источая исцеления до дня общего воскресения.

       Первое исцеление, после торжественного перенесения мощей, совершилось над немым, который проговорил, приложившись к раке, Святительской. Он сам мог рассказать священникам то, что видел, как простёрлась рука Святого и коснулась языка его; когда же он в ужасе поднял вопль, почувствовал, что разрешился язык его, и он уже ясно мог проговорить.

       Женщина, по имени, Фотиния, приблизилась однажды с маловерием к раке Святителя, думая сама в себе: если бы и этот был истинный чудотворец, то лежал бы также в серебряной раке, как и чудотворец Пётр; но, как только произнесла она мысленно сей нечестивый укор, почувствовала жестокую боль в руке своей, которая внезапно отекла. Немедленно покаялась она в грехе своём и просила священников освятить воду и отслужить молебен у святых мощей, и, как только окропили больную её руку, совершенно прекратилась болезнь. И в другой раз, когда она страдала внутренней болезнью, которая не позволяла ей даже возлечь на одр, опять исцелилась Фотиния молитвою и окроплением святой водой при раке Святителя.

       Во дни благоверного царя Иоанна Васильевича, при митрополите Макарии, принесена была из Вятки чудотворная икона Святителя Николая Великогорецкого, и много было от неё исцелений в Успенском соборе, где была поставлена. Услышав о том, одна слепая женщина просила, чтобы привели её в соборный храм. Приведённая во храм, она усердно молилась пред чудотворными иконами, Владимирской и Великогорецкой, но не получила желаемого; припадала потом ко гробу чудотворца Петра и много скорбела, что труд её был напрасен; тогда послышался ей таинственный голос: «Иди ко гробу Ионы, чудотворца». «Не знаю, Господи, где он» — смиренно отвечала слепая, и, когда привели её к честной раке, стала осязать её руками с тёплою молитвой о прозрении, но как только приникла к мощам, чтобы приложиться, почувствовала как бы тёплое дуновение из уст святительских, прямо в очи свои, и в ту же минуту прозрела. Тогда же она рассказала бывшее с нею чудо Митрополиту Макарию, находившемуся во храме. Три подобных прозрения слепых жён последовали в течение немногих дней над ракой Святого. Также прозрел пономарь церкви Святого Христофора, который, вместе с болезнью очей, страдал и ногами. Он просил отпеть ему молебен у раки Святого и бился головою о помост церковный, прося себе прощения грехов и разрешения от двойного недуга. Как только после молебна окропили его святой водой, стал он ясно видеть и своими ногами мог возвратиться домой, а на другой день, как бы никогда не болевший, пришёл в церковь и сам прочёл молебный канон Святителю.

       Достойно благоговейного внимания то обстоятельство, что при разграблении собора французами богатая серебряная (2,5 п.) рака Святителя Ионы и даже подсвечник при ней остались неприкосновенными, а Св. Чудотворец обретён после того с поднятой, как бы грозящей рукою. Несколько раз, говорили современники, покушались враги коснуться сей святыни, но всегда были приводимы, при показывавшемся пламени, в трепет сверхъестественною силой; столь неудачные покушения их достигли слуха Наполеона, который захотел сам увериться в справедливости страшных для него донесений, и сам испытал тот же трепет, и притом увидел, что Св. Угодник приподнял руку и грозил ею. Величавый обладатель Европы содрогнулся, поспешно вышел из храма и тотчас же приказал запереть его.

       Во время многотрудного святительства своего Святой Иона писал множество посланий к различным лицам; время сохранило их для потомства. Послания Св. Ионы наполнены духовными советами, наставлениями, обличениями; они отличаются простотой, силою и убедительностью. Так, узнав, что в Новгороде совершаются некоторые бесчинства, раздоры и даже кровопролития, Св. Иона написал два послания: одно к Архиепископу Новгородскому, Св. Евфимию, другое к жителям Новгорода. В первом из них Св. Иона даёт Архиепископу Новгородскому прекрасные советы, как действовать в отношении к пастве, внушает ему быть бдительным, ревностным, твёрдым: «Убо и честну лепо есть быти учителю, и невзносну, и приступну, и обладательну, и общительну, и угождательну, и смиренну, и непорабощенну, и светлу, и тиху, яко да всем удобь способствует». В послании к новгородцам Св. Иона обличает их в различных преступлениях, грозит им гневом Божиим, увещевает раскаяться и исправиться. «Еще же, сынове и о том благословляю вас своих детей, чтобы есте во всем послушны были нашему сыну и брату, а своему отцу и учителю, Архиепископу Евфимию. Понеже, сынове, от Бога поставлен есть Святитель, и учитель, и пастырь душам христианским, и наместник самого Владыки нашего Христа, и молебник о душах человеческих, и область святых Апостол; его же разрешит на земли, и тот разрешен на небеси; а его же свяжет на земли, и тот связан на небеси. И того ради, сынове, воздайте ему честь и повиновение, яко самому Христу, и о том имать прияти мзду от Бога, временно же и будуще» *). То же самое внушает Святитель и соседям их псковитянам. «Да еще, сынове, и о том всем вспоминаем и многократно: веру к Богу, по своему православию, от всего сердца, и к святым Божиим Церквам, и к своим духовным настоятелям, и ко всему священству также духовную любовь и благопокорение имейте; а разногласья бы, сынове в вас в церквах Божиих и в православной христианской вере никакоже не было» **).

       Церковь, торжествуя память такого великого иерарха, взывает к нему: «От юности весь сам себе Господеви возложив, в молитвах и трудех и в постех, образ быв добродетели. Отонудуже видев Бог твое благое произволение, архиерея тя и пастыря церкви своей устрояет; тем же и по преставлении, честное тело твое цело и нетленно соблюдеся, Ионо святителю, моли Христа Бога, да спасет души наши».

       Церковь Российская празднует память святого Ионы ежегодно четыре раза: марта 31, мая 24, вместе с Святителями Киприаном и Фотием, июня 15 и октября 5, вместе с Святителями Петром, Алексием и Филиппом. 

——————

 

Примечания:

*) Акты историч. т. I, стр. 91.
Обратно в текст

**) Акты историч. т. I, стр. 108.
Обратно

 


По книге СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ГРАДА МОСКВЫ, издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Москва, 1996 г., репринт изданий: «Жизнеописания первосвятителей и чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа», сост. А. Невский, М., 1894 г. и «Великий печальник за Родину Патриарх Гермоген», П. Россиев, М., 1912 г.

На заглавную страницу